Погребения Салтово-Маяцкой культуры

На первый взгляд, это просто овраг. Однако не будем спешить с выводами. Если присмотреться внимательно, можно заметить следы деятельности человека, а именно, сооружение погребений. Кто оставил эти памятники?

В середине VII в.н.э. на развалинах Тюркской империи в результате длительной борьбы за власть между различными племенами и народами на территории современного Дагестана, Прикубанья, в Приазовских степях и Северном Причерноморье сложилось одно из первых феодальных государств в Восточной Европе - Хазарский каганат. Хазарский каганат - это воинственное государство, отличалось бесчисленными грабительскими набегами на ближайшие к ним народы, походами в Закавказье. С хазарами было вынуждено считаться даже такое сильное государство, как Византия. Хазарский каганат подошел вплотную к славянским землям, в его состав входили хазары, болгары, а также аланы - потомки могущественных сармат. Аланы были оседлым населением, занимались многими ремеслами, в том числе и металлургией.

Два археологических памятника: открытое в 1890 году Маяцкое городище и первые раскопанные катакомбы в 1900 году Салтовского могильника дали название всей культуре - Салтово-Маяцкая. На территории Белгородской области известно более сорока аланских и болгарских крепостей, поселений и могильников, расположенных по берегам Северского Донца, Оскола и других рек.

Итак, мы находимся на месте аланских захоронений.

Аланы, давшие названия нашей реке - «Оскол» - известны в истории, как ираноязычные племена, выделившиеся из среды полукочевого сарматского населения. Основа хозяйства - скотоводство и ремесла. Аланы были великолепными ремесленниками. Плавка железа, качественная керамика, ювелирные изделия - даже малая часть дошедших изделий позволяет говорить о высоком мастерстве и искусстве ремесленников. Часть алан вошла в состав раннефеодального государства - Хазарский каганат в VIII-IX веках.

Посуда алан (кувшин, кружка для пива) Посуда алан


Бронзовое зеркало из фондов СОКМБронзовые литые зеркала Салтово-Маяцкой культуры получили широкое распространение на всей территории бытования алан. Зеркала, как правило, встречаются в погребениях. Бронзовые зеркала-подвески имеют на оборотной стороне в центре петлю для подвешивания и ношения на поясе и богато орнаментированную поверхность. Сре­ди зеркал-подвесок значительную серию составляют экземпляры, имеющие орнаментальную композицию: а) в виде концентрических валиков вокруг центрального выступа-петли; б) радиально-круговой схемы ("ячеистый" орнамент). Зеркала с "ячеистым" орнаментом могли содержать и более сложную символику, которая отнюдь не сводилась только к солярной. Часто на зеркалах встречается знак - тамга. Тамга́ - родовой фамильный знак. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её.