С Новым годом!

После того, как в преддверие Рождества 1843 году сэр Генри Коул впервые отправил своим друзьям поздравительные открытки, обычай начинать подготовку к празднику с рассылки открыток быстро распространился по всей Европе, и, естественно, постепенно добрался до России.

В Россию первые рождественские открытки в 90-х годах XIX века привозили купцы из-за границы, в основном из Англии и Германии. Открытки сопровождались поздравительным текстом на английском или немецком языках. Однако душа россиян требовала поздравлений на родном языке. Поэтому всё чаще русские промышленники закупали рождественские открытки, на которых было только изображение, а поздравление «С Рождеством Христовым!» наносили на него позже. Из-за этого открытки стоили дороже и считались роскошью. Когда их начали печатать в Германии специально для России по заказу крупных книжных лавок, открытки стали дешевле и доступнее для многих людей.

Фантазия художников не знала границ, поэтому на рождественских открытках изображались как библейские сюжеты, так и моменты жизни обычных людей: картины деревенского быта, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Особенно часто рисовали детей в виде ангелов, а также детские зимние забавы.

В фондах Старооскольского краеведческого музея хранятся 3 рождественские открытки этого периода. Все три – импортного производства, предположительно, германского. Имеющиеся на открытках рисунки, надписи и эмблемы издательств, свидетельствуют о месте их происхождения (надписи «Import», «Printed in Germany» и эмблема картеля "Neue Bromsilberger Convension GmbH")

Слова «Сердце сердцу весть подает» метко отразили драгоценную функцию открытого письма. Отправляя по почте открытку, человек поверял ей свои мысли и чувства, адресованные родным, близким, друзьям. Стало традицией отправлять поздравительные открытки к празднику Рождества, к Новому году, к празднику Пасхи, ко дню Ангела.

Отправителем двух музейных открыток является Яков Парфенов. Он поздравляет семью своей сестры Капиталины Алексеевны Аниковой с праздником Рождества Христова. Из открыток мы узнаем, что Капиталина Алексеевна проживала вместе с детьми: сыном Фёдором и дочкой Марией в городе Старый Оскол на Протопоповской улице.

Одна из открыток была получена 25 декабря 1913 года, на второй – почтовый штемпель отсутствует. И последняя третья открытка написана на польском языке. Адресат жил в Польше городе Варшава на улице Пенкная (Пенкна) 44. Адресат Розалия Вытрыкус. На открытке рукой отправителя поставлена дата – 18 января 1913 года.

1
1
1

Когда после октябрьской революции Россия вслед за Европой перешла на григорианский календарь, а Русская Православная Церковь этого перехода не признала, Рождество стало приходиться на 7 января. Праздновать Рождество стало опасно, запрещались любые поздравления с ним, и устные, и письменные. Поздравительные открытки объявлялись предметом буржуазного быта. О Рождестве так и говорилось в материалах антирелигиозной пропаганды: «Cкоро будет Рождество — гадкий праздник буржуазный».

Прекрасная традиция посылать новогодние и рождественские почтовые открытки была прервана.

В начале 40-ых годов прошлого века, когда советское правительство вернуло новогодний праздник советскому народу, небольшие партии новогодних открыток выпускает издательство «Изогиз». До начала Великой Отечественной войны на советских новогодних открытках изображали, в основном, кремлевские звезды и куранты.

В годы войны роль открытки изменилась: она стала средством поддержать бойцов, поэтому появились открытки с надписями «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» и другими. Те, кто ждали окончания войны в тылу, получали открытки «Новогодний привет с фронта!». К сожалению, такие открытки сегодня найти практически невозможно. Ими даже не располагают государственные краеведческие музеи. Они находятся в основном в редких частных коллекциях

Массовый выпуск советской поздравительной открытки был налажен в 1953 году. Новогодние открытки СССР начало выпускать издательство «Гознак». К созданию дизайна и сюжета привлекались выдающиеся художники своего времени. Ими создавались образы сказочных героев, а также не обходили вниманием и социалистический реализм, высокие достижения которого активно пропагандировались в советском обществе. Сегодня в спецфонде «Гознака» хранится, наверное, самая полная и уникальная коллекция советских новогодних открыток.

Художник С.Адрианов Изд-во Мин-во связи СССР 1957г.

Но настоящий расцвет советской открытки начался в 60-х годах. Меняется ее содержание. Так, Дед Мороз на открытках сменил транспорт. Если раньше он ехал в санях, запряжённых тройкой коней, то теперь он лихо восседал в автомобиле, на космической ракете. И когда в СССР массово возводили новые районы, то наш неизменный герой с открытки везет мешок с подарками именно в новостройки.

Xудожник Косоруков, Изд-во Мин-во связи СССР 1969г.

После триумфального полёта Гагарина главной темой в стране становится космос. И вот, на каждой открытке в небо взмывают космические корабли, Новый год шагает по планете в костюме космонавта.

Xудожник А. Векслер Пинская типография 1966г.
Xудожник Тесегри, Изд-во Мин-во связи СССР 1964г.
Xудожник А. Иванов, изд-во ИЗОГИЗ 1959г.

Ближе к 70-м годам на новогодних открытках стал появляться «научный прогресс». В простонародье – телевизор. А уже в середине 70-х и это меняется: Дед Мороз прилетает к советским детишкам или на самолёте или приезжает на электропоезде.

Евгений Иванов, известнейший коллекционер, однажды произнёс фразу, которую запомнили: «Советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр. Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками».

Художники Н.Поклад, Б.Ручкин, Изд-во Изобраз-ое ис-во 1977г.
Художник Ю.Ряховский, Изд-во Мин-во связи СССР 1987.

Любопытно, что на одной из открыток изображен первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт, разработанный в 1960 году с учётом мировых требований к воздушным судам в ОКБ им. Ильюшина. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации, Северной Корее и Украине. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта. В 1975 году на нём был выполнен перелёт из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.

Художник Б.Пармеев, Изд-во Мин-во связи СССР 1976г.

Нашли отражение в типографской печати и трудовые подвиги советского народа. Так, мы видим, что одну из новогодних открыток украшает изображение ордена Трудовой Славы всех 3 степеней

художник В.Зарубин, Изд-во Мин-во связи СССР 1986г.

Развивается сказочная тематика: на открытках появляются Дедушки Морозы и Снегурочки, лесные зверята.

Кстати, мало кто знает, что Снегурочка, внучка Дедушки Мороза, есть, только у нас в стране. Нигде больше такого персонажа нет.

Снегурочка – это чисто русское изобретение. Её не было в западных сюжетах, а появилась она в России как новогодний персонаж после выхода "весенней сказки" Александра Николаевича Островского о Берендеевом царстве, постепенно трансформировавшись из сказочной дочери Мороза и Весны во внучку Деда Мороза.

Художник Б.Пармеев Изд-во Мин-во связи СССР 1972г.

В 1980-е годы отличаются наличием целой плеяды художников, работающих в жанре поздравительной открытки.

Один из них чудесный советский художник, мультипликатор-аниматор — Владимир Иванович Зарубин.

Владимир Иванович Зарубин родился в 1925. Во время войны вместе с другими подростками попал в фашистский лагерь. Освобожден был в 45-м году. Отслужив в армии, вернулся на Родину. После службы Владимир Зарубин устроился на завод художником. В 1956 году поступил в Московскую вечернюю среднюю школу, и одновременно занимался на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». С 1957 по 1982 год принял участие в создание около сотни мультипликационных фильмов, работая аниматором «Союзмультфильме». Помимо создания мультфильмов художник увлекся почтовой миниатюрой, стал рисовать открытки. Это занятие стало для него основным после болезни, из-за которой он мог работать только дома.

Владимир Зарубин известен также как художник поздравительных открыток, календарей и так далее. Его работы ценятся коллекционерами. Коллекционирование открыток Зарубина является самостоятельной темой в филокартии. В 2007 году был издан каталог открыток Владимира Зарубина

Открытки Зарубина пользовались спросом, с них срисовывали образы для стенгазет и витрин магазинов, которые раскрашивали к Новому году. И сейчас многие, кто жил в Советском Союзе, при виде этих открыток испытывают теплые чувства, словно возвращаются в свое детство или молодость. Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Может быть, мои открытки помогут людям стать чуть добрее».

художник В.Зарубин Изд-во Мин-во связи СССР 1978.
художник В.Зарубин Изд-во Мин-во связи СССР 1992г.

художник В.Зарубин, Изд-во Мин-во связи СССР 1986г.
художник В.Зарубин, Изд-во Мин-во связи СССР 1983г.

художник В.Зарубин, Изд-во Мин-во связи СССР 1980г.
художник В.Зарубин, Изд-во Мин-во связи СССР 1986г.

Еще один известный художник открыток того времени – Владимир Иванович Четвериков. Он родился в 1943 году в семье военнослужащих. Рисовал с детства. Его первая персональная выставка прошла в детском саду, когда художнику было 5 лет. Владимир Четвериков посещал кружок изобразительного искусства, закончил отделение графики Строгановского училища. В почтовой миниатюре начал работать с 1978 года. Более 100 открыток и телеграмм выпустил художник Владимир Четвериков. Общий тираж открыток, конвертов и телеграмм, оформленных Владимиром Четвериковым, составил 650 миллионов экземпляров.

Художник В.Четвериков, Изд-во Изобраз-ое ис-во 1988г.
Художник В.Четвериков, Изд-во Изобраз-ое ис-во 1988г.

художник В.Зарубин, Изд-во Мин-во связи СССР 1986г.
художник В.Зарубин, Изд-во Мин-во связи СССР 1983г.

Популярная тема – спорт. В 1970-х годах наши фигуристы занимали первые места практически во всех видах зимних состязаний – особенный прорыв был в фигурном катании, которое отныне ассоциировалось именно с Россией. А вот и главная культовая фигура времени – очаровательный и добрый Олимпийский Медвежонок. Его изображали летящим на космической ракете, несущим «мирный» глобус народам земного шара, держащим в лапах спортивные медали, футбольные мячи и прочую атрибутику. Это был главный и обязательный персонаж всех праздничных изображений.

Художник А.Маркин, Изд-во Плакат 1978г.
Художник Т.Ожегова, Изд-во Изобраз-ое ис-во 1985г.

В 1980 – 90-е годы рисованную открытку вытесняет фотооткрытка. На большинстве открыток того времени – натюрморты с еловыми лапами, блестящими шарами, серпантином и горящими свечками, зимние пейзажи. Используются предметы традиционных промыслов – хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные мастерами Гжели. Появляются открытки с надписями из фольги, тесненным рисунком.

Фотокомпозиция Н.Агладзе, Изд-во Мин-во связи СССР 1991г.
Фотокомпозиция Л.Круцко, Изд-во Мин-во связи СССР 1991г.

Фотокомпозиция Н.Агладзе, Изд-во Мин-во связи РФ издатцентр Марка 1993г.
Фотокомпозиция Б.Круцко Мин-во связи СССР, 1991г.

Любимыми на все времена остаются сюжеты с изображением московского Кремля.

Художник А.Щедрин, Изд-во Правда 1991г.
Художниик А.Сергунин, Изд-во Плакат 1980г.

Фотокомпозиция Б.Круцко, Изд-во Мин-во связи СССР 1991г.
Художник Г.Линде, Изд-во Изобраз-ое ис-во 1986г.

Художник В.Хмелева, Изд-во Плакат  1982г.
Художник С.Адрианов, Изд-во Мин-во связи СССР 1957г.

Любопытны открытки, выполненные в стиле палеховских мастеров. Основное их развитие относится к 70-80 гг. ХХ в. Тогда, стал входить в моду стиль поздравительных открыток «под Палех». Поселок Палех до революции 1917 года был известен своими иконописцами. В советское время Палех стал признанным центром лаковой миниатюры. Возникнув как центр иконописи, Палех преобразился в центр миниатюрной живописи, сияющей золотой росписью, украшающей чернолаковые шкатулки и коробки. Богатый опыт палеховских мастеров начал использоваться при создании эскизов декораций к театральным постановкам, иллюстраций к книжным изданиям сочинений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. В палеховском стиле выпускались наборы открыток и почтовых марок, конвертов с персонажами русских сказок, былин и басен. Наверняка, в каждой семье сохранились новогодние открытки палехского художника Константина Андрианова.

Андрианов Константин Александрович родился в 1932 году в Палехе. Член Союза художников РСФСР.

В 1951-1956 годах учился в Палехском художественном училище. Затем окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище. Работал в Палехских художественно-производственных мастерских. Тематика произведений: фольклор, литература, жанровые сцены. Работы К.А.Андрианова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, ХФ России. Открытки Константина Андрианова – это настоящий мир русской сказки, русского фольклора. И это – настоящее искусство русского Палеха. Их можно рассматривать часами – столько мелких, изящно проработанных деталей, завитков, золотых украшений на листке бумаге размером 13Х8 см! А ещё–они совершенно фантастические благодаря темному ночному колорит. Это традиция Палеха, да. Но у Андрианова она звучит как-то по-особенному, таинственно-сказочно...

Художник К.Бокарев, Изд-во Изобраз-ое ис-во 1969г.
Художник К.Андрианов, Изд-во Мин-во связи СССР 1988.jpg

Художник К.Андрианов, Изд-во Изобраз-ое ис-во 1988.jpg
Художник К.Андрианов, Изд-во Мин-во связи СССР 1987.jpg

Наконец, в начале 1990-х годов вернулись открытки «С Рождеством» – как созданные современными художниками, так и перепечатанные со старинных открыток.

Художник Р.Достян, Изд-во Минсвязи РФ издатцентр Марка 1993г.
Художник Е.Куртенко, Изд-во Мин-во связи СССР 1991г.

Художник С.Комарова, Изд-во Москва 1992г.
Художник И.Канканян, Изд-во Панорама 1991г.

Но всего через несколько лет традиционные почтовые открытки вытеснили электронные, причем абсолютное их большинство было создано за рубежом, и не имело ничего общего с привычной россиянам новогодней символикой. Большинство открыток выполнено способом компьютерной графики, не имея даже автора. Так уходит в прошлое красивый обычай поздравления близких и родных с помощью незатейливого милого памятного сувенира – поздравительной почтовой открытки.