МКУК «Старооскольский краеведческий музей» - Новые поступления в фонды музея

Новые поступления в фонды музея

В настоящее время в музее выделены 25 коллекций, которые интересны для изучения и экспонирования. Ежегодно в фонды поступают около 1000 единиц хранения: фотографии, документы, предметы быта, монеты, книги, открытки и многое другое.

На нашей вставки мы вас познакомим с некоторыми из них.

Журнал «Мурзилка»

Журнал Мурзилка

Журнал «Мурзилка» – популярный советский и российский ежемесячный литературно-художественный журнал для детей. Издается с 16 мая 1924 года. Первым главным редактором был Николай Иванович Смирнов. Журнал адресован детям от 6 до 12 лет. Со дня основания и до 1991 года являлся печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. В 2011 году журнал «Мурзилка» был занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Он был призван изданием для детей с самым длительным сроком существования.

Кто такой Мурзилка? Образ Мурзилки придумала еще в 1887 году русская писательница Анна Хвольсон. В ее сказках из серии «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», опубликованных в популярном детском журнале «Задушевное слово», этот персонаж был маленьким лесным человечком во фраке, с тросточкой и моноклем. К 1908 году он был уже настолько популярен, что издатели в качестве приложения к «Задушевному слову» стали выпускать газету «Журнал Мурзилки».

В советском журнале Мурзилка первоначально был щенком, помогавшим всем, кто попал в беду. К концу 1926 года создавший этот образ детский писатель Александр Федоров-Давыдов устал от своей идеи, и журнал на несколько лет остался без героя. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки, сохранившийся в журнале до сих пор. Это – желтый и пушистый волшебный герой в красном берете и шарфе, с фотоаппаратом через плечо.

Композиция «Письмо с фронта»

Композиция Письмо с фронта

Это авторская композиция изображает женщину с военным письмом-треугольником в руке. Второй рукой женщина придерживает маленькую девочку с куклой в руках. Очень трогательный светлый образ напоминает нам о суровых годах Великой Отечественной войны, когда весточка фронта от близкого человека была такой желанной и радостной.

Автор работы – Реброва Вера Алексеевна. Вера Алексеевна – талантливый мастер декоративно-прикладного искусства, много лет работала в Старооскольском Доме ремесел. Одно из направлений ее деятельности – изготовление текстильных кукол. Куклы Веры Алексеевны разные: миниатюрные, одетые в традиционный костюм Белгородской области, авторские куклы – образы, каждая из которых рассказывает свою историю.

Вера Алексеевна – участник многих выставок, городских, областных и международных конкурсов и фестивалей. Работы мастера находятся в музеях и личных коллекциях в России и за рубежом (Корея, Польша, Германия, Франция).

Фотография. Весенний разлив Оскольца. 1950-е годы.

Весенний разлив Оскольца. 1950-е годы

На снимке изображена панорама старооскольских слобод. Слева на снимке – слобода Гумны, которая была образована в начале XVIII века. При дороге, у моста через реку Осколец с давних времен располагались хозяйственные и торговые сооружения, городские общественные бани. В том же районе были организованы места ссыпки хлеба – «гумно», что и определило название слободы. Осколец – правый приток реки Оскол отделял слободу от города. На заднем плане, справа – вид на слободу Казацкую.

Слобода Казацкая получила свое название по категории служилых людей – казаков, несших сторожевую, посольскую, караульную службы. Казаки получили земли в северо-западном пригороде. К концу XVII века военная казачья служба в городе была прекращена. Большинство казаков перешли в разряд государственных крестьян или ремесленников. В самой слободе стал развиваться гончарный промысел.

Церковь в слободе начали строить в 1870 году на средства прихожан. Главным мастером был крестьянин Сергей Ефимович Симонов. Каменный храм был освящен во имя Вознесения Господня в 1882 году.

Разлив реки, дома под соломенной крышей – эта история нашего города, запечатленная на черно-белых снимках.

Фотография. Река Оскол. 1930-е годы.

Река Оскол. 1930-е годы

Уникальный снимок запечатлел прогулку молодых людей на лодке по реке Оскол. Широкая и полноводная река спокойно катит свои воды. Река Оскол – самая большая река края, давшая имя городу Старый Оскол. Это главный левобережный приток Северского Донца, впадающий в него в 20 км южнее города Изюм Харьковской области. Истоки Оскола находятся в Курской области в Тимской гряде – наиболее высокой части Средне-Русской возвышенности, у села Погожего. Здесь начало реке дают два ручья – Большой и Малый Оскол.

На заднем плане – высокий правый берег реки Оскол с крутыми меловыми склонами, величественная колокольня Богоявленского собора и старинное здание – бывшее здание присутственных мест, в котором до 1917 года располагались казначейство, арестантская комната, склад, квартира городничего.

Модель подводной лодки «Старый Оскол»

Модель подводной лодки Старый Окол

«Старый Оскол» – третья многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка в серии 636.3, за свою скрытность получившей в НАТО прозвище «Черная дыра».

Подводная лодка проекта 636 относится к третьему поколению дизель-электрических субмарин и является модификацией подводных лодок проектов 877 и 877ЭКМ – знаменитой «Варшавянки».

Они считаются самыми малошумными из отечественных кораблей и могут обнаружить цель на дистанции в 3-4 раза превышающей ту, на которой она сама может быть замечена противником.

28 августа 2014 года подводная лодка «Старый Оскол» была спущена на воду.

Поздравительная телеграмма Борису Равенских

Поздравительная телеграмма Борису Равенских

Поздравление Борису Ивановичу Равенских с успехом спектакля «Царь Федор» от знаменитого композитора Георгия Васильевича Свиридова, написавшего музыку для этого спектакля.

Борис Иванович Равенских родился 27 июня 1912 года в Петербурге. В 1917 году отец увез семью на свою родину, в деревню Юшково Курской губернии (ныне Губкинский район Белгородской области). С 1 сентября 1926 года по 17 июня 1929 года Б.И. Равенских обучался в Старооскольской школе II ступени.

Любимый ученик В.Э. Мейерхольда, он всю жизнь отдал драматическому театру, и каждый его спектакль становился явлением в искусстве. Вершиной режиссерского искусства Равенских стал спектакль Малого театра СССР «Царь Федор Иоаннович».

В 2016 году имя знаменитого режиссера было присвоено Старооскольтскому театру для детей и молодежи.