Селище эпохи бронзы (срубная культура)
Мы находимся на месте древнего поселения (селища), расположенного недалеко от современного села Приосколье. Памятник был найден археологом, кандидатом исторических наук, доцентом БелГУ Владимиром Александровичем Сарапулкиным. Ученый отнес памятник к эпохе поздней бронзы. Предположительные размеры поселения 140Х60 м. Недалеко от поселения река Дубенка впадает в реку Оскол. Это поросшая широколиственным лесом, сильно заболоченная местность.
Подобный памятник не единственный в Поосколье. В 1960 году в результате работ Северо-Донецкого отряда под руководством С.А. Плентевой было обнаружено селище позднего бронзового века на краю села Ивановка. Селище того же периода около села Сорокино было открыто Ворнежской лесостепной скифской экспедицией в 1973 году под руководством В.В. Килейникова.
Эти и ряд других памятников были отнесены к срубной культуре эпохи бронзы. Давайте теперь поговорим о самой культуре.
Первооткрывателем срубной культуры является В.А. Городцов, который в 1901 - 1903 гг. изучая курганные древности Северского Донца обратил внимание на скорченные погребения в деревянных сооружениях - срубах. В соответствии с особенностями погребального обряда, выделенная им культура получила название срубной.
Датируется культура XVII-XII вв. до н.э. Формировалась в Волжско-Уральском междуречье. Широко распространилась от Камы до Оки, в Подонье, бассейне Северского Донца. Хозяйство племен составляло земледелие и придомное скотоводство. Известны места металлообработки. Жилища - полуземлянки и бревенчатые наземные постройки. Погребения - в индивидуальных могилах под курганами. Типичные находки - лепная посуда, иногда с лощеными стенками, топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, короткие мечи, клепаные котлы, серпы. Изделия, в основном, из бронзы, но в поздний период появляются железные изделия.
Что еще известно ученым? Ведь самый важный вопрос - кем были носители срубной культуры? Что это был за народ и куда он исчез? В этих вопросах среди ученых нет единого мнения. Одно из мнений, что это были прямые предки киммерийцев. Встанем на точку зрения сторонников предположения, что племена срубной культуры это и были киммерийцы.
Это самый ранний, упоминаемый в письменных источниках на территории современной России народ. В I тыс. до н.э. киммерийцы обитали в южнорусских степях. Известно, что у киммерийцев были свои города, свои цари. Сохранились изображения киммерийцев на греческих рисунках. Они изображены, как конные воины, вооруженные луками и прямыми мечами. В бою их сопровождают крупные собаки.
Обратимся к Геродоту. «При наступлении скифов, - пишет Геродот, - ввиду многочисленности их войска, киммерийцы совещались между собой, как им быть. По мнению народа, следовало покинуть страну и из-за праха не подвергать себя опасности; цари предлагали упорно защищать родину в борьбе с врагом. Однако народ не внял совету царей, а цари не пожелали покориться народу; народ решил покинуть страну без борьбы и предоставить ее наступающему неприятелю; напротив, цари предпочли лечь мертвыми в родной земле, памятуя блага, какими они пользовались на родине, а также и те бедствия, которые ждут их на чужбине. Вследствие таких решений цари разделились на две стороны и перебили друг друга, а народ похоронил их подле реки Тиры (Днестр), - могила эта видна и теперь еще, после похорон удалились из своей земли».
Скифское царство пришло на смену киммерийскому. Однако это был не совсем чуждый народ. Общность этих народов отмечают все исследователи. Вторжение скифов следует понимать не как вытеснение одного народа другим, а как внутрисистемное, чисто политическое перемещение. Другими словами, около 800 г. до н.э. в южнорусских степях сменилась политическая власть.