Во внутреннем дворе Старооскольского краеведческого музея находятся предметы, найденные в разных частях города и принятые музеем на хранение.
В 2005 году во время проведения земляных работ при строительстве здания Промагро (ул. Ленина 71/12) были найдены 4 старинных могильных памятника.
При осмотре места находки, было установлено, что самих погребений под ними или рядом нет. Памятники лежали недалеко друг от друга на небольшой глубине. На первом памятнике надпись: «Артиллерии поручик Николай Алексеевич Гринев родился 1789 года мая 4 дня, представился 1852 года апреля 11 дня». На противоположной грани памятника написано: «Упокой Господи душу усопшего раба твоего Николая».
На втором памятнике надпись: «Под сим памятником покоится прах старооскольского купца Василия Матвеевича Кобозева родившегося декабря 30 дня 1816 года, скончавшегося 15 марта 1886 года, в 9 часов утра. Жития его было 70 лет, 2 месяца и 15 дней».
На третьем памятнике надпись: «Под сим памятником покоится прах Михаила Васильевича Кобозева, скончавшегося 27 апреля 1877 года. Жития его было 33 года, 8 месяцев и 6 дней».
Купцы Кобозевы были одними из самых зажиточных представителей купеческого сословия города. Долгое время проживали в слободе Панской.
Матвей Андреевич Кобозев женился на Степаниде Петровне и у них родились сыновья Степан (приблизительно 1813 года рождения) и Василий (родился 30 декабря 1816 года – умер 15 марта 1886 года). Надгробные плиты Василия Матвеевича Кобозева и его сына Михаила Васильевича с Ахтырского кладбища лежат во дворе музея.
Один из представителей фамилии – Михаил Стефанович, построил на Нижней площади удивительный дом в стиле модерн, названный «Каприз Маргариты».
На четвертом памятнике надпись: «Здесь погребено тело купца Алексея Алексеевича Дьякова, скончавшегося 21 июля 1883 года на 54 году».
С именем купцов Дьяковых связана история крупнейшего старооскольского предприятия. Компания фабрик «Славянка» берет свое начало с первых цехов по производству сладкой продукции маслозавода купца Дьякова. Купцы Дьяковы были известными в городе предпринимателями. Иван Алексеевич Дьяков – владелец лесопильного завода, столярно-мебельной мастерской, крупорушки в слободе Ламской. Иван Алексеевич вместе с братом Александром Алексеевичем владел маслозаводом. Третий брат – Василий Алексеевич вел свое хозяйство в селе Каплино. Об Алексее Алексеевиче, к сожалению, практически ничего не известно. Имели Дьяковы и собственную пасеку. На маслозаводе производили высококачественное конопляное и ореховое масло. Затем освоили выпуск сладкой продукции: пекли пряники, выпускали мармелад, джем, карамель, ирис.
С 1917 до 1929 года фабрику возглавлял Николай Васильевич Дьяков (сын Василия Алексеевича Дьякова). В 1930-е годы маслозавод после периода упадка, связанного, в первую очередь, с пожаром был переоборудован в кондитерскую фабрику.
По нашей версии, памятники изначально находились на могилах людей, похороненных на Ахтырском кладбище, рядом с храмом. После разрушения храма на территории кладбища в 1939 году, памятники перенесли в мастерскую, находившуюся в районе городского рынка, для вторичного использования мрамора и гранита. Однако, по каким-то причинам, камни остались в земле.
В 2007 году в районе села Сорокино, на берегу реки Убля местными жителями был найден расколотый на две части массивный надгробный памятник. Судя по сохранившейся надписи, выполненной скорописью, памятник может быть отнесен к XVI – XVII векам. Надпись гласит: «Под сим камнем покоится Богдан сын…. (далее – неразборчиво)». В верхней части камня изображен христианский символ «Голгофский Крест». В его композицию включены изображения Креста – орудия мучения Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Череп с костями призван напомнить не только смерти, но и о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаявшихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
На территории современного села Сорокино недалеко от впадения в Оскол речки Убли находился Усть-Ублинский острожек, построенный в 1571 году. Острожек просуществовал 15 лет, но он положил начало организации пограничной службы на территории всей современной Белгородской области. Камень со скорописью является памятником истории, отражает историю края в период существования крепости Оскол. Можно предположить, что камень был установлен на месте захоронения одного из воевод первого острожка.
Мельничные жернова рассказывают о развитии сельского хозяйства Поосколья. Один жернов (фрагмент) найден в старой части города (был приспособлен в качестве ступеньки на пороге городского тира). Второй жернов (полный) найден в с. Выползово, поступил в музей в 2021 году.
В Поосколье мельницы появляются сразу же после основания крепости Оскол. Не случайно на гербе города изображены оружие воина и соха хлебопашца. А там, где выращиваю хлеб, появляются и мельницы.
С развитием земледелия их становилось все больше и больше. И к концу XIX века в Старооскольском уезде насчитывалось 55 водяных и 39 ветряных мельниц.
По рассказам и воспоминаниям старожилов на окраине каждой деревни или хутора возвышались ветряки, а на местных реках и ручьях крутились водяные колеса. Сохраненные жернова отражают историю промышленности края.
Фрагменты мраморной облицовки храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенного в 1783 году на пересечении улиц Белгородской и Косьмодемьянской (совр. Комсомольская и Коммунистическая).
В первые годы своего существования церковь, как отмечали историки-краеведы XIX века, «не отличалась богатством». Однако уже «с пятидесятых годов того же века», согласно летописи, храм начинает заметно «благоукрашаться». По свидетельству Александра Петровича Синдеева, «к 1873 году внутренность стен отделана под мрамор».
Во второй половине XIX века Покровская церковь приобретает благолепный вид при попечительстве священников Тимофея Федоровича Лисицына и Михаила Васильевича Руднева. С 1886 года церковным старостой был купец Сергей Яковлевич Мешков, при попечительстве которого в 1888 году установлен дорогой иконостас итальянского мрамора с прекрасною живописью художника Лебедева, мраморный жертвенник и царские врата желтой меди. Мраморный иконостас был освящен 17 сентября 1891 года.
Фрагменты иконостаса были найдены при строительстве жилого дома в районе квартала Старая Мельница. На месте бывшего храма была установлена Ротонда с макетом храма и фрагментами иконостаса. Однако, через некоторое время стали происходить акты вандализма. Макет храма отдали на реставрацию, а фрагменты храма по инициативе местных жителей перевезли во двор музея.