Маленькие дети большой войны
- Информация о материале
- Категория: Виртуальные выставки
Его узнал я не из книжки-
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли-
Мы просто дышали войной
(А. Иоффе)
За долгие четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников сполна испытали все её ужасы. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть её детскими глазами. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские.
Во время второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов детей. Судьбы детей военного времени похожи. Война стала общей биографией той поры.
В фондах краеведческого музея хранятся документы Власовой Нины Георгиевны, дочери врача эвакогоспиталя № 1926 Стерлиговой Марии Георгиевны. В годы войны, будучи подростком, вместе с матерью она работала в госпитале. Вместе с госпиталем переезжали и дети сотрудников. Они всем, чем могли, помогали взрослым. Умывали раненых, под их диктовку писали письма их родным и близким, читали для раненых газеты, подготавливали перевязочный материал. Не хватало настоящих бинтов, и дети скатывали бинты для перевязок из разорванной на полосы марли. Дети подготавливали гипс, подогревая и просеивая его, затем накладывали на полосы марли и подавали готовый материал медсёстрам, накладывающим гипс на раны. Об этом написано в книге воспоминаний начальника госпиталя В.С. Абельдяева. С большим трудом дети поднимали большие чайники с кипятком, чтобы налить чай каждому раненому.
Рядом с Ниной Георгиевной трудился в госпитале и Генрих Трофимов, сын старшей медицинской сестры госпиталя Софьи Васильевны Трофимовой. Уже спустя годы, он подарил Нине Георгиевне свою фотографию, на обратной стороне которой была надпись: «В память о нашем несчастливом, но очень интересном детстве».
Воспоминания Толмачевой (Быковой) Варвары Петровны (17.12.1928 – 16.10.1999)
«Я, Варвара Петровны Толмачева, родилась и выросла в Старом Осколе. Я жила с мамой и братьями на ул. Октябрьской, 25. Я горячо любила свою Родину и верила в идеалы коммунистического завтра. Я была пионеркой и носила красный галстук, частицу красного знамени. Началась война с фашистами. В июле 1941 года мы с мамой и с соседями ходили рыть окопы, создавать оборонительный рубеж вокруг города. Все случилось очень быстро. Фашисты наступали, фронт приближался. Тогда мы вместе с одноклассниками решили, что не дадим врагу самое дорого – наши пионерские реликвии – красные галстуки. Я взяла у мамы старый чайник, и мы сложили туда мой пионерский галстук, значок пионерский, заколку для галстука и пояс с пионерской символикой. Все это закопали вместе с чайником у нас в саду под яблоней, чтобы фашисты не могли надругаться и уничтожить наши реликвии. Когда наши войска отходили с боями из Старого Оскола, мы несколько дней сидели в погребе, потому что очень сильно бомбили, и было страшно. Через несколько дней из погреба мы увидели, что по двору ходят фашисты и хозяйничают. Страшное время оккупации пережили мы в Старом Осколе с мамой, а было мне всего 14 лет. Моего брата Петра, ему было 16 лет, угнали в Германию и он бы в концлагере. Старый Оскол несколько раз переходил из рук в руки, Это очень тяжелые воспоминания. Я видела, как отстреливались последними патронами солдаты, когда пробегали мимо наших окон, как погибали в бою. Но не сломи дух старооскольцев. Мы верили, Победа будет за нами! Когда был освобожден город, в марте 1943 года мы ходили в госпиталь, мыли полы, писали письма раненым. Давали концерт, читали стихи, пели. И самое главное, я откопала чайник, а в нем пионерский галстук, надела его и не снимала, носила с гордостью. Еще одно очень важное событие в своей жизни. В декабре 1944 года я вступила в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 11 декабря 1944 года мне дали комсомольский билет. Он был стального цвета. Потому, что настоящий комсомолец твердый как сталь.
Вот что вспоминала Копылова Елена Ивановна, вдова ветерана Великой Отечественной войны Копылова Ивана Ивановича:
«Мне тогда было 14 лет. Мои братья Михаил и Саша работали на медико-инструментальном заводе. Дома оставались мама, я и младшая сестренка, которой было всего 4 годика. Кт-то подарил нам настоящую елочку. Мы установили её в ведре с песком. Макушку украсили бантом из красной ленты и гирляндами из старых тетрадей, окрашенных красной свеклой. А еще надергали из старой телогрейки кусочков ваты и набросали их на елку. Братья передали с завода три мандарина, пачку печенья и пять шоколадных конфет. Мы зажгли самодельную маленькую свечку. Мама сделала винегрет, пожарила картошку на рыбьем жире (его давали сестре) и драники из мороженой картошки с лебедой. Вместо сахара была высушенная в печке белая свекла и манная каша на воде, чуть заправленная молоком. Мы с сестренкой спели песенку «В лесу родилась елочка», походили вокруг нашей зеленой красавицы и улеглись спать. Вот так и встретили победный 1945 год!»
Скульптурная композиция «Качели», посвященная детям Великой Отечественной войны, была установлена 11 июля 2014 года в Старом Осколе в микрорайоне Макаренко по инициативе депутата Государственной Думы Сергея Муравленко. Авторы проекта - коллектив города Жуковского Московской области (мастерской «Лит Арт»): скульпторы Захар Карамян и Денис Мельников, архитекторы Андрей Шипунов и Константин Ашихмин.








