Железная дорога Старый Оскол - Ржава
План наступления советских войск на Курской Дуге требовал в кратчайший срок обеспечить советские войска всем необходимым для обороны и последующего наступления. Подвоз грузов для войск Центрального и Воронежского фронтов осуществлялся через Курский железнодорожный узел по единственной, к тому же однопутной, магистрали Касторная - Курск. Это была основная коммуникация Центрального фронта, и для нужд Воронежского фронта в сутки пропускалось не более двух - трех поездов. По ходатайству Военного совета Воронежского фронта Государственный Комитет Обороны 8 июня 1943 года принял решение построить железнодорожную линию Старый Оскол - Ржава протяженностью 95 км. Ее сооружение должно было начаться 15 июня, а через два месяца, 15 августа, предполагалось открыть движение. Областная партийная организация направила на строительство дороги 25 тысяч человек местного населения. С первых же дней на стройке развернулась напряженная работа. Железная дорога Старый Оскол - Ржава была построена почти на месяц раньше срока. 19 июля по ней прошли к фронту первые эшелоны с боевой техникой и боеприпасами. Силами трудящихся и бойцов железнодорожных частей было произведено около 800 тысяч кубометров земляных работ, построено 56 искусственных сооружений протяженностью 750 погонных метров, 8 остановочных пунктов, 2 пункта водоснабжения. За успешное выполнение заданий правительства и военного командования и проявленные при этом самоотверженность и мужество 386 строителей были награждены орденами и медалями Советского Союза. Воронежский фронт получил самостоятельную коммуникацию с выходом на Курск - Белгород, что сыграло решающую роль в подготовке наших войск к наступлению в Белгородско-Харьковском направлении.
Строительство железной дороги, построенной в невиданно короткий срок, в условиях военного времени, стало настоящим трудовым подвигом.
Боевой листок отряда Котляровой
Строители железной дороги Старый Оскол - Ржава
Памятник строителям железной дороги Старый Оскол - Ржава