Ламская слобода
Первое упоминание о слободе встречается в архивных документах за 1636 год. Происхождение названия связано с древнеславянским понятием «лам», что означало низменное место, пойменный луг. На этом месте находились земли разных категорий служилых людей и земли городских священников.
Ламская слобода расположена на левом берегу реки Оскол. Для жителей слободы река - это не просто объект природы, это - образ жизни. Неслучайно на открытках 1905 года с видами города и пригорода Старого Оскола в слободе Ламской запечатлели купающихся детей.
И в XIX и в XX веке в реке купались, ловили рыбу, катались на лодках, здесь гуляли, работали и отдыхали. Иногда река стремительно разливалась, затапливая улицы, хотя слободу Ламскую затапливало не так сильно, как Ездоцкую и Гумны, но все же иногда жители могли передвигаться только на лодках.
Слобода Ламская в XIX веке - пригородное поселение при железной дороге и реке Оскол - 153 двора, 941 житель, приходская школа на квартирах, хлебозапасный магазин, шорное заведение, лавка. В районе слободы располагались небольшие поселения. Куколка - поселение при железной дороге - 14 дворов, 82 жителя. Кондауровка - усадьба, Сычевское - усадьба, Тарасовское - усадьба, Гранкин - усадьба. Гончаровское поселение, Божинов - хутор в урочище Отхожие Сенные Покосы - 2 двора.
В Ламской сохранилось много старинных домов, выстроенных из местного красного кирпича. Некоторые из них - настоящие шедевры - образцы провинциального зодчества эпохи модерна.
Еще один важный объект для слободы (и всего города) - это железнодорожный вокзал.
Развитие экономики и торговли требовало расширения сети путей сообщения. Удаленность Старого Оскола от железной дороги (ближайшая Курско-Харьково-Азовская железная дорога находилась в 75 верстах) тормозила развитие города. Оставаясь в стороне от основных путей сообщения, Старый Оскол начал превращаться в типичное «захудалое местечко». В конце XIX века проблема постройки железной дороги, соединившей город с основными экономическими центрами России, встала наиболее остро.
В Городской Думе несколько раз (в 1886, 1888 и 1890 годах) поднимался вопрос о проведении Елецко-Донецкой железной дороги через Старый Оскол. Однако при строительстве железных дорог в России в первую очередь учитывались не экономические, а стратегические интересы страны, и на запросы Старооскольской Думы Министерство путей сообщения неизменно отвечало отказом.
В 1891 году постановлением Старооскольского земского собрания было вновь возбуждено ходатайство перед правительством о постройке за казенный счет Елецко-Старооскольской железнодорожной ветки. Последовал отказ. В 1893 году - новое предложение: проложить железнодорожную ветку от Старого Оскола до станции Солнцево Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Наконец, в 1894 году был рассмотрен и одобрен план строительства железной дороги Елец-Валуйки через Старый Оскол. В этом же году строительство было начато, а закончено в 1897 году.
На всем своем протяжении железнодорожный путь до Валуек идет параллельно течению реки Оскол (по левой его стороне). Наиболее крупные станции на пути следования: Голофеевка, Волоконовка, Чернянка, Новый Оскол. Открытие железнодорожного сообщения способствовало дальнейшему развитию торговли и промышленности города. К началу ХХ века станция Старый Оскол стала одной из наиболее крупных железнодорожных станций на данном отрезке пути. Ежегодно здесь грузилось дл 570 000 пудов различных грузов. В 1915 г. на станции грузилось уже до 2 млн. пудов грузов, главным образом хлеба.
Железнодорожный вокзал стал центром района на многие годы. Здесь даже улицы названы соответственно: Транспортная, Вагонная, Привокзальная, Железнодорожный переулок.
На вокзале жизнь всегда кипела ключом. Сюда приезжали люди из сел и продавали прямо на перроне разную продукцию, устраивая мини-рынок. Большой удачей считалось получить работу на железной дороге. Это было престижно, и здесь хорошо зарабатывали. Железнодорожники в начале ХХ века были самой активной частью рабочих. Именно здесь возникали стачки и волнения в годы революции. Еще слобода славилась мастеровыми людьми. Здесь жили великолепные резчики по дереву.
В годы Великой Отечественной войны железнодорожный узел приобрел стратегическое значение. В 1941 году Старооскольский район был определен командованием, как территория переформирования частей, понесших значительные потери в боях. Старый Оскол оказался перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Через город и район прошло тысячи беженцев, получавшие здесь отдых, ночлег, питание. На запад шли эшелоны с войсками, техникой и боеприпасами. Многие областные организации были эвакуированы в Старый Оскол. Железнодорожники приложили немало усилий для эвакуации в глубокий тыл заводского и фабричного оборудования и граждан. При паровозном депо было организовано изготовление бомбодержателей и некоторых запасных частей для оружия. Сотни железнодорожников встали на защиту Родины, многие удостоены высоких правительственных наград.
В период временной оккупации гитлеровцы нанесли серьезный урон железнодорожному узлу. Разрушены были больница, родильный дом, детский садик и детские ясли, магазины, пекарня, столовая. Уничтожен жилищный фонд. Частично разрушены паровозное депо, эстакада и складские помещения. В железнодорожном клубе забивали скот. Претерпели разрушение дороги и искусственные сооружения. Материальный ущерб по железнодорожному узлу составил 11 миллионов 83 тысячи рублей в старом исчислении. После освобождения города железнодорожный узел восстановили в первую очередь.
С 1964 года паровозное депо перешло на локомотивную тягу - тепловозы. 30 декабря 2002 года на старооскольском железнодорожном узле открылся электрифицированный железнодорожный участок Старый Оскол - Котел. Здесь было электрифицировано 300 километров железнодорожного пути. На этом участке трудились строители Балтийской кампании «Юг». Многие из них бывшие строители БАМа.
В советское время здесь сформировался свой культурный и торговый центр. Клуб железнодорожников, парк, ресторан, кафе, магазины, школа, поликлиника, кинотеатр. Здесь всегда была особая атмосфера. Слобода Ламская и сейчас привлекает старинными улочками и домами, особым настроением, возникающим при виде поездов и нескончаемых рельсов. Железная дорога - это всегда особый мир.