Старое городское (Ахтырское) кладбище
Кладбище расположено между улицей Ленина, Красноармейским переулком и территорией Медицинского колледжа.
6 января 1784 года Екатериной Великой был утвержден новый план города, с этого времени начинается полная перестройка города, выпрямляются улицы, дома выстраиваются по одной линии. В это же время было выделено и новое место под городское кладбище. Вскоре туда была перенесена деревянная соборная церковь и освящена во имя святых Гурия, Самона и Авива. В начале XIX века был заложен каменный храм, освященный в 1822 году во имя Ахтырской Божьей Матери.
Храм был построен простым крестом, имел один этаж, длину 32 м, высоту 30 м, ширину 21,5 м, стены были выложены сплошной кирпичной кладкой, кровля шатровая, покрыта железом и окрашена медянкой. Колокольня строилась вместе с храмом и имела семь колоколов. Шесть колоколов установлены со дня построения церкви, седьмой - большой - с 1860-го года с надписью: «Старанием церковнослужителей и церковного старосты Стефана Михайловича Коренева в Старом Осколе в кладбищенскую церковь. Весу 154 п. 15 ф». (2 т. 523 кг.).
В церкви имелось древнее напрестольное Евангелие 1644 года, отпечатанное во время царствования Михаила Федоровича. Евангелие это было подарено в церковь польским воеводой Насоном Погорским и его женой Пелагеей 22 декабря 1652 года от имени служителей церкви Пресвятой Богородицы города Киева. При храме имелись и местночтимые иконы: Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» и образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Кладбищенская церковь своего прихода не имела и содержалась за городской счет и за счет добровольных пожертвований.
Священником Ахтырского храма с 1879 года был Михаил Рождественский. В 1902 году, как сообщала главная губернская газета, «пастырь заведовал Домом убежища для бедных и неспособных к труду. В этом заведении жили 14 человек». Михаил Рождественский был прекрасным педагогом, высококультурным и гуманным человеком. В Кладбищенской школе, которую он создал вместе с Городским головой Илларионом Илларионовичем Симоновым, священник бесплатно преподавал закон Божий. Его стараниями появилась прекрасная по тем временам школьная библиотека, где пастырь проводил религиозно-нравственные чтения. Из учеников был создан отличный хор, а поэтому Кладбищенская церковь была переполнена молящимися. При ней в образцовом порядке содержался сад.
Отец Михаил умер 22 июня 1903 года. В некрологе, опубликованном по этому поводу, писали: «Был светочем для страждущих и обремененных нуждами. Каждый убитый скорбью получал от него утешение и пастырское наставление, а материально нуждающиеся - помощь, которую, если она не изыскивалась на стороне, то доставал из своих средств. Немало слез было осушено его любовью, немало голодных было накормлено его трудом». За свою усердную службу отец Михаил не раз награждался духовным ведомством, имел орден святой Анны 3-й степени.
В 1922 году началась кампания по закрытию храмов и изъятию церковных ценностей. Из «Отчета Старооскольской комиссии по изъятию церковных ценностей» за 1922 год известно, что из Ахтырской церкви «было изъято 38 разных серебряных предметов; пять украшений с иконы со 180 бриллиантовыми камнями».
К осени 1936 года в Старом Осколе действовали четыре храма: Покровский, Казанско-Николаевский, Богоявленский соборный и кладбищенский Ахтырский.
В опустевшем кладбищенском Ахтырском храме доживала свои последние дни община раскольников-обновленцев во главе с протоиереем А. Житниковым. Осенью 1938 года группа верующих прихожан обратилась к органам местной власти с просьбой не закрывать Ахтырский храм и получила отказ: «для отправления культовых обрядов использовать действующую церковь в слободе Ездоцкой». Вскоре храм был превращен в зернохранилище, а незадолго до войны разрушен. Церковно-приходская школа просуществовала дольше. В здании школы были размещены для проживания несколько семей. Кладбище осталось без своего храма.
На территории кладбища обращает на себя внимание памятник Почетному гражданину Старого Оскола Симонову. Величественный памятник, сделанный на Урале из серого гранита в виде дуба с обрезанными ветками с эпитафией: «Подъ симъ памятникомъ покоятся тела рабовъ Божiихъ Почетного гражданина Иларiона Иларiоновича Симонова, умершаго въ 1900 году 69 лѣтъ, жены его Александры Дмитрiевной, умершей въ 1899 году 53 лѣтъ, матери жены его, Ольги Ивановной Демидовой, умершей въ 1899 году 74 лѣтъ.».
Илларион Илларионович Симонов - старооскольский купец 2-й гильдии, городской голова и староста Ахтырской церкви с 1876 года. Благодаря церковному старосте Симонову в 1878 году весь храм был оштукатурен, а в 1886 году стены внутри отделаны под мрамор. В 1887 году стараниями того же Симонова поправлена ограда и устроены с южной стороны ворота. Он создал при Кладбищенской церкви огромный фруктовый сад, который служил любимым местом для прогулки горожан. В 1880 году по его инициативе и на его взносы строится двухэтажное каменное здание дома престарелых - Александровская богадельня (сегодня это старое здание медколледжа). На построение этого здания Симонов жертвует жалованье городского головы в размере 1200 рублей и председателя сиротского суда в размере 200 рублей в течение четырехлетнего пребывания на этом посту.
В 1889 году стараниями Иллариона Илларионовича и на его средства была открыта церковно-приходская школа. На свои личные сбережения купец приобрел учебники, мебель и выплачивал жалование учителю.
Будучи городским головой, Илларион Илларионович построил удобное каменное здание для городского трехклассного училища. Он обращал внимание на благоустройство города. В 1884 году по его инициативе построен пожарный каменный резервуар для воды, набережная на реке Осколец, на Верхней площади вырыт колодезь глубиной 47 саженей.
За постоянные заботы о поддержании храма он был Высочайше награжден большими золотыми медалями: на Станиславской (1883 год), Анненской (1886 год) и Владимирской лентах (1890 год) с надписью «За усердие». За большой вклад в развитие Старого Оскола был удостоен звания Почетного гражданина города.
В годы Великой Отечественной войны городскому кладбищу была отведена своя роль. В период оборонительных боев в сентябре 1941 года на пустыре между кладбищем и пожарной частью была установлена зенитная батарея, которая уже в 1941 году обстреливала немецкие самолеты.
Кладбищенская стена входила в систему укрепления и обороны города - в ней были устроены дзоты.
На территории кладбища хоронили умерших от ран в госпиталях в течение всего периода войны. Есть захоронения 1942 - 1943 годов. В районе восточной стены были массовые захоронения этого периода.
В 1943 году в центре кладбища был установлен обелиск в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.
В 1959 году была создана братская могила №1 по решению местных органов власти (Решение облисполкома от 29.09.83г № 373). Здесь захоронен 441 человек, имена 290 человек установлены. Сюда были перезахоронены советские воины, павшие в боях под Старым Осколом. В могилу были перенесены также останки бойцов с Советской (Нижней) площади города. В том же году рядом с братской могилой был торжественно открыт памятник. В 1980 году он был реконструирован. На бетонном постаменте сооружен еще один из мрамора, на котором две фигуры - воина и партизанки с автоматами на фоне боевого знамени. На стене из красного кирпича надписи: «Здесь похоронены воины Советской Армии, погибшие в боях за Родину в Великой Отечественной войне. Вечная слава героям!». «Беспредельно ваше мужество. Память о вас вечна».
Здесь же покоится прах Героев Советского Союза В.Н. Калачева, М.С.Токарева, И.И.Руденко, а также 13 воинов-бронебойщиков, погибших у разъезда с. Набокино.
В настоящее время городское кладбище остается местом сохранения памяти горожан, а также источником информации по развитию традиционной обрядовой культуры.
Отдельно можно сказать о видах и типах надгробных памятников.
Памятники различаются по материалу, из которого они изготовлены. Можно увидеть памятники из дерева, камня (гранита, мрамора, известняка), железа, бронзы, бетона, каменной крошки. По форме и виду можно выделить типовые, характерные для разных эпох, и индивидуальные памятники:
- Старинные памятники XIX века типовые в виде стилизованных часовенок, индивидуальные, выполненные в единственном экземпляре. Сохранились только каменные памятники этого периода.
- Памятники 50-70 гг. в форме пирамиды - обелиски со ступенчатыми основаниями со звездой на верхушке, реже - с крестом. Такие памятники, чаще всего металлические, окрашенные или оцинкованные, но встречаются и бетонные.
- Памятники 80-х гг. в форме прямых или усеченных прямоугольников
-Кресты металлические разных форм с ажурными средокрестиями и рукавами. Кресты устанавливались во все периоды, отличаются только деталями оформления.
Интересно, что только в советское время утвердился обычай помещать на надгробие изображение (портрет, фото) умершего. И именно здесь мы можем увидеть самые старые портреты на надгробиях.
- Памятники из песчаника и мрамора различной формы 2000-х годов. Эти памятники заменили старые. Как правило, это типовые стелы с фотографиями и надписями.
Решением исполкома Старооскольского городского Совета депутатов трудящихся Белгородской области (Протокол № 8 от 9 апреля 1970 года) вначале было запрещено движение похоронных процессий по улице Ленина.
Решением исполкома Старооскольского городского Совета депутатов трудящихся Белгородской области (Протокол № 14 от 7 сентября 1973 года) городское кладбище было закрыто. Однако многие горожане по-прежнему приходят сюда, ухаживая за могилами своих близких.