Выставка «Стальные магистрали страны»
- Информация о материале
- Категория: Виртуальные выставки
Железные дороги и сегодня являются одним из основных видов транспорта в нашей стране.
Первая в России железная дорога на паровой тяге общего пользования протяженностью 27 км была построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом.
Юго-Восточная железная дорога играет важную роль в перевозках грузов. Она связывает центр Европейской части с северным Кавказом, Донбассом, Поволжьем, обслуживает Центрально-Черноземные области и прилегающие к ней районы. Юго-Восточная железная дорога – одна из мощных транзитных артерий в сети железных дорог России.
Более 100 лет прошло с тех пор, как в Старом Осколе прозвучал первый паровозный гудок. Большой и славный путь прошли с тех пор старооскольские железнодорожники. Предприятия железнодорожного узла долгое время были самыми крупными в городе. Дети железнодорожников посещали детские ясли и детский сад, относящиеся к Управлению Юго-Восточной железной дороги. В районе железнодорожного вокзала находилась железнодорожная средняя школа . Отдел рабочего снабжения (ОРС) обеспечивал жителей района продуктами питания и другими товарами. На фото запечатлена группа работников ОРСа, среди которых во втором ряду в центре сидит Нарожный, начальник ОРСа в 1950-е гг. . На узле имелась своя пекарня, которая в годы Великой Отечественной войны пекла хлеб для воинов Красной Армии. Пекарня работала вплоть до начала оккупации города фашистами.
Станция Старый Оскол
Станция Старый Оскол была открыта в 1897 году в составе линии Елец-Валуйки Юго-Восточных железных дорог. В то время станция Старый Оскол представляла собой слабое путевое развитие для приема и отправления поездов. Всего на станции было 6 приемочных пунктов и 2 погрузочно-разгрузочных пути. Было одно вокзальное здание, построенное в 1896 году .
В 1930-х от станции Старый Оскол в район разработки КМА была проведена железнодорожная ветка. В 1932 году железнодорожникам Старооскольского узла вручили переходящее Красное Знамя как победителям социалистического соревнования.
27 декабря 2003 года завершилась полная электрификация линии Старый Оскол – Валуйки. В этом же году было завершено строительство нового здания вокзала.
Локомотивное депо
В 1897 году было построено паровозное депо с шестью канавами для ремонта паровозов и мастерскими с тремя токарными станками. Рабочие локомотивного депо в основном были жителями слобод Ламской и Стрелецкой. Основной парк паровозов был малой мощности. Это были паровозы типа «Ов». Они появились в 1901 году. Из-за своего названия получили прозвище «Овечки». Такие паровозы, являясь основными локомотивами бронепоезда, участвовали в гражданской и Великой Отечественной войнах.
В 1930-40-е годы были комсомольские бригады паровозов , комсомольские бригады осмотрщиков вагонов . Между бригадами было организовано социалистическое соревнование. Победители социалистического соревнования награждались переходящим Красным Знаменем.
В годы Великой Отечественной войны начальником локомотивного депо был Кондаков Алексей Алексеевич.
В настоящее время локомотивное депо Старого Оскола эксплуатирует два вида локомотивов: магистральный и маневровый, обеспечивая вывозку продукции предприятий города Старый Оскол. Среди машинистов во второй половине ХХ века были машинисты-инструкторы.
Гонтарев Василий Никитович – начальник локомотивного депо с 1969 по 1989 гг. В.Н. Гонтарев имел звания «Почетный железнодорожник», «Лучший рационализатор МПС». Был награжден орденом «Знак Почета»; медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда»; знаками «Отличник железнодорожного транспорта», «150 лет железным дорогам». Решением территориального Совета депутатов 13 сентября 1999 года ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Старый Оскол и Старооскольского района» за плодотворную деятельность на благо города и района.
Старооскольская дистанция пути
Старооскольская дистанция пути была организована в 1897 году и обслуживала однопутный участок от Нового Оскола до Касторной. Технически оснащена была очень слабо. Ремонтная база состояла из кузнецы кустарного типа и подсобных цехов по ремонту инвентаря. На фото группа рабочих дистанции пути 1933 года.
8 июня 1943 года, в ходе подготовки к Курской битве, Государственный Комитет обороны принял постановление «О строительстве линии Старый Оскол – Ржава» протяженностью 95 км по облегченным техническим условиям. Железнодорожная линия Старый Оскол – Сараевка-Ржава, получившая название «Дорога Мужества», ускорила доставку грузов, техники и войск к линии фронта и сыграла значительную роль в победе советских войск в Курской битве. Начальником дистанции пути в годы Великой Отечественной войны был Емельянов Николай Михайлович, почетный железнодорожник, кавалер ордена Ленина.
В 2003 году Старооскольской дистанции пути было присвоено имя Б.А. Морозова, руководившего этим подразделением с 1953 по 1959 гг. и внесшего значительный вклад в развитие предприятия. Дистанция пути учредила премию им. Морозова Б.А., которая вручается лучшим рабочим.
С октября 1969 по 1 июля 1987 гг. начальником Старооскольской дистанции пути был Борис Михайлович Бакланов. Свою трудовую деятельность на Старооскольском железнодорожном узле начал в мае 1943 года монтером пути, затем путевым обходчиком, бригадиром пути, дорожным мастером, начальником машинной станции. Б.М. Бакланов – почетный железнодорожник. За свой труд он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть».
Сегодня дистанция пути выполняет большую работу по отправке продукции Стойленского и Лебединского ГОКов, ОЭМК, цемзавода – это половина всех грузов, перевозимых по Юго-Восточной железной дороге. Дистанция пути успешно справляется со своей главной задачей – обслуживанием Центрально-Черноземного региона по перевозке как грузов, так и пассажиров.