Ринг за колючей проволокой
- Информация о материале
- Категория: Виртуальные выставки
Ты войной безжалостно отмечен,
На чужбине годы отсчитал,
Навсегда остался человечным,
В рабстве был, а вот рабом не стал!
Л. Казарин
11 апреля – международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Он был установлен по инициативе ООН как день памяти жертв концлагерей и в память об интернациональном восстании 1945 года в Бухенвальде.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовали более 14 000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, в том числе 5 миллионов граждан Советского Союза. Международный трибунал в Нюрнберге признал в 1946 году, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества.
В фондах музея хранятся документы старооскольцев, оказавшихся в концентрационных лагерях. Война и оккупация отняли у них детство, право на учебу и даже на саму жизнь, но не смоги отнять в веру в Победу нашего народа, в силу своего духа. Они выстояли, а значит – победили!
Вот выдержки из воспоминания узника лагеря Бухенвальд Хохлова Ивана Афанасьевича: «…Тяжелая дверь открылась с грохотом и в вагон ринулась волна свежего воздуха. – Выходи! – пронеслось вдоль эшелона. Шатаясь, люди сходили на перрон неизвестного им чужого города. «Хемельц» – прочитал Иван Хохлов вывеску на крыше вокзала. Сердце сжалось от тоски. Вот куда его 16-летнего паренька, вместе с другими русскими, привезли фашисты. Он представил себе самое красивое место на Оскольской земле – село Шмарное, зеленый луг с небольшими озерцами, густой лес, куда он ходил с товарищами собирать ягоды. Глаза невольно затуманились. На миг показалось, что все, что произошло с ним, когда его пригнали в рабство в Германию, является сном…
Колонна заключенных, в которой брел Иван Хохлов, подошла к арке, облицованной черным и розовым мрамором. На арке каменное изображение совы: герб Бухенвальда. Чуть ниже – надпись: «Прав ты или не прав, для нашего государства это не играет никакой роли. Гиммлер». Хохлов с грустью рассматривал ряды железобетонных мачт, затянутых в густую сетку из колючей проволоки, высокие сторожевые башни, контрольные полосы, усыпанные желтым песком.
Колонна потекла в распахнутые ворота. С железной решетки в глаза бросились слова: «Jedem das seine».
– Что значат эти слова?– спросил Иван впереди идущего заключенного. – Каждому своё! – перевел тот. Заметив недоуменные взгляд русоголового юноши, пояснил: «В этих словах заключена философия нечеловеческой жестокости. Суть её: фашисты должны управлять миром, а всем остальным – вечное рабство и смерть за колючей проволокой».
С этого дня, 15 ноября 1942 года, Иван Афанасьевич Хохлов должен был навсегда забыть свое имя и фамилию. Ему выдали белый лоскут с номером 7367.
– Это есть твой паспорт! – проговорил ефрейтор и направил Ивана в двадцать пятый блок.
Измученный, с ноющими ранами, он повалился на голые доски нар и забылся тяжелым сном. Ему снилось родное село, залитое ярким солнцем, тенистый сад с поющими птицами и мать, угощавшая его спелыми яблоками. Мать гладила его русые волосы и ласково приговаривала, что эти яблоки волшебные, делают каждого, кто их съест, непобедимым богатырем. Очнулся Иван от резкого крика надзирателя, объявившего подъем. Заключенных повели в каменоломню. У Ивана закружилась голова, и он медленно присел на камень. К нему подскочил немец и резко ударил палкой по плечу.
- Кто не работает, идет «люфт» – прорычал надсмотрщик и показал на квадратную трубу, из которой валил густой дым. По всему лагерю разносился тошнотворный запах горелого мяса и жженых волос. Слово «люфт» было пронизано жутким смыслом.
К Ивану подошел высокого роста заключенный и теплым голосом спросил: «Откуда родом?».
– Из Старого Оскола.
Заключенный оживился. Добродушно рукой коснулся плеча: «Да ведь мы тобою земляки. Бакланов я. Из Каплино».
Ивану стало легче от того, что встретился на чужбине с товарищем из родного края.
– Не падай, Ваня духом. Крепись! Наша сила – в единстве.
Не знал тогда Иван Хохлов, что его земляк из Каплино Степан Бакланов являлся руководителем подпольной вооруженной организации Бухенвальда, которая 11 апреля 1945 года спасла узников концлагеря от поголовного уничтожения.
Рассчитывая сломать дух заключенных, фашисты решили прилюдно убить советского офицера Андрея Бурзенко. Андрей до войны занимался боксом и не раз на любительских соревнованиях завоевывал лавры победителя. Под угрозой смерти гестаповцы заставили Бурзенко выйти на ринг и встретиться со специально подготовленным для боя чемпионом Германии Жоржем. Подпольный комитет советских патриотов знал, что истощенный организм Андрея не выдержит схватки, и он будет убит. Было принято решение: пусть каждый даст по крошке хлеба для советского боксера, решившего защитить честь своей Родины.
Иван Хохлов ходил по баракам и собирал добровольные пожертвования, а ночью передавал их в маленьком узелке для Андрея. Узники дали Бурзенко наказ: выстоять и победить, даже если противник сильнее его. И Андрей, благодаря единодушной поддержке товарищей выстоял. Он в пух и прах разгромил арийца и лишь одному Андрею было известно, какой ценой ему удалось отстоять честь своей Родины и сохранить собственную жизнь…».
После войны Хохлов И.А., вернулся в родной город, где работал мастером колбасного цеха заготконторы Старооскольского райпо.
В 1960 году вышла в свет книга Г.И. Свиридова «Ринг за колючей проволокой», в которой отражены реальные события, происходившие в Бухенвальде во время войны и в момент его освобождения. Упоминается в ней и о нашем земляке Степане Бакланове, как о руководителе подпольной организации. Степан Михайлович испытал все тяготы узника фашистского ада, но являл собой пример мужества и стойкости, став авторитетным руководителем антифашистского подполья.
После войны он уехал в Сибирь, работал на строительстве Братской ГЭС, возводил крупнейший в мире Братский алюминиевый завод, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1963 году правительство ГДР наградило его медалью «За борьбу против фашизма с 1933 по 1945».
В последние годы жизни С.М. Бакланов возглавлял в Братске отделение Советского фонда мира.
Эсэсовцы сделали все, чтобы превратить Бухенвальд в настоящий ад. Но и в кошмаре концентрационного лагеря находились люди, способные бороться за жизнь и человеческое достоинство.
Узником Бухенвальда был и староосколец Хлебников Григорий Никанорович.
Крамской Виктор Леонидович – малолетний узник концлагеря Маутхаузен. В 2010 году, к 65-летию Великой Победы, были опубликованы его воспоминания «Юность, опаленная войной», в которой он рассказывает о себе и своих товарищах, которые юношами прошли через ужасы войны и лагерей.
Жительница Старого Оскола Симонова Таисия Кирилловна была узницей концлагеря Освенцим, на руке у нее на всю жизнь сохранился лагерный номер.