Русский самовар
- Информация о материале
- Категория: Виртуальные выставки
Часть этнографической коллекции нашего музея представлена самоварами. В настоящее время, несмотря на обилие кухонных агрегатов, облегчающих жизнь современному человеку, возрос интерес к старинным дровяным самоварам. Но что мы на самом деле знаем о самоварах? Виртуальная выставка «Русский самовар» создана для того, чтобы узнать о нем немного больше.
На Руси самовар являлся не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта и благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.
Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся, в то время, как лекарство среди знати. Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Как правило, бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
Самовар-кухня, конец XIX – начало XX вв.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три или две части: в двух (в одной) варилась пища, в третьей (во второй) – чай. Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.
Самовар-кухня
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которая уже в 1850 году становится «самоварной столицей» – 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Причиной такого стремительного самоварного промысла в этом городе стало выгодное географическое местоположение, запасы железной руды, и близкое расположение к Москве. Каждая тульская самоварная фабрика ежегодно участвовала в ярмарках. Первые места занимали самовары Баташевых, Лялина, Гудкова, Ломова.
Самовар медный на 2,5 литра. 1886 г.
Одной из самых известных тульских самоварных фабрик была фабрика братьев Баташевых, а сами братья Баташевы – Василий и Александр до революции считались в Туле настоящими «самоварными королями». Начало знаменитой фабрике Баташевых положило маленькое самоварное заведение, основанное в 1840 году оружейником Степаном Федотовичем. Самовары фабрики братьев Баташевых ценились за качество материала – это первосортные листы меди – и качество сборки. После Октябрьской революции в 1918 году фабрика наследников В.С. Баташева национализируется и передается «Тульскому патронзаводу».
Самовар с медалями фабрики Баташовых
Еще одна знаменитая тульская фабрика принадлежала другим братьям, братьям Воронцовым, основанная в 1852 году Тимофеем Пименовичем Воронцовым. Он был владельцем сразу двух фабрик: гармонной и самоварной. В 1854 году, спустя два года с открытия предприятия, после смерти Тимофея, собственником становится его сын, Аким. Второму сыну, Гавриилу Тимофеевичу, переходит во владение гармонная фабрика. Впоследствии, два брата меняются предприятиями, и в руки Гавриила переходит руководство фабрикой самоваров. Позже, в 1876 году два родных брата Анатолий и Александр вступают в наследство и продолжают доброе дело отца и деда.
Тульские самовары Воронцова были участниками и почетными призерами множества экспозиций. Они славили тульских мастеров, как на ежегодных местных, так и на всероссийских и всемирных выставках производителей самоваров, проходивших с частотой раз в 10 лет. Призовые места были на каждой из них. Одна из самых ярких – государственная награда. Воронцов Н.А. удостоился звания «фабрикант двора его императорского величия», и государственного герба, на Нижегородской и Всероссийской выставках. Оттиск этого герба, как почетного знака отличия, можно найти на подлинных воронцовских самоварах.
Самовар с оттиском печати Воронцова. Тула, к. XIX – н. XX вв.
Главным признаком качества продукции самоварных компаний стали наряду с клеймом той или иной фабрики клейма в виде медалей. Заслужить право на такой знак было непросто, ведь медали присуждались товарам-победителям промышленных соревнований разного уровня – выставок. Фабрика, продукция которой часто оказывалась в числе призеров на выставках, отечественных и международных, украшала самовары полученными наградами. Медали должны были свидетельствовать о качестве фирменных моделей самоваров и привлекать внимание покупателей.
Самовар с гербом, медалями и изображением бюста императора
Нанесение медалей и клейм с названиями фабрик строго регламентировалось государством, чтобы исключить возможность подделки. Производитель, чтобы получить право на то или иное клеймо, должен был пройти процедуру правительственной регистрации, в противном случае ему грозил большой штраф или тюремное заключение.
Самовар цилиндрический. Тула, 1899 г.
XIX век был «золотым веком» самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле «неогрек», воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров.
Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.
Уже в XIX веке русский самовар стал известен в европейских странах как красивый, оригинальный и функциональный предмет быта высокого качества, изготовленный с большим мастерством и любовью, а в более широком смысле он символизировал Россию с ее богатой и самобытной культурой.
Самовар грушевидный. Конец XIX – начало XX вв.
В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних самоварах подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды. Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика русского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашёл большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.
Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912 – 1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, а революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик.
Самовар конусовидный, с надписью «Тульский патронзавод», 5л.
В связи с массовой газификацией жилых домов самовары стали постепенно выходить из употребления. В первую очередь популярность потеряли жаровые самовары, электрические же продолжали массово использоваться в 1970 – 1990-х годах.
Вполне заслуженно русский самовар стал подлинным уникальным явлением отечественной культуры, нашедшим своё отражение, в том числе в загадках, пословицах и поговорках, в литературе, включительно до первой четверти XX века, и в живописи, вплоть до настоящего времени.