Плакаты Великой Отечественной войны
- Информация о материале
- Категория: Виртуальные выставки
В фондах Старооскольского краеведческого музея хранится большая коллекция плакатов, по которым можно проследить историю нашей страны. Особое место в этой коллекции отводится плакатам времен Великой Отечественной войны. Каждый год наша страна отмечает великую дату - День Победы. Все дальше в историю уходят события минувшей войны, но подвиг русского народа всегда будет жить в памяти человечества. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории.
С первых же дней войны художники, писатели, кинооператоры и журналисты встали в строй наравне с солдатами. Они превратили искусство в действенное оружие против врага, поднимая боевой дух армии. Уже к началу войны художники были готовы направить свое «оружие» против фашистской Германии. Задачей художников-плакатистов в два предвоенных года было: укрепление веры народа в могущество и непобедимость Красной Армии. Как и все граждане страны, они нисколько не сомневались в скорой победе над врагом. Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики – на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Пропагандисты и художники превратили карандаши и кисти в оружие. Главной задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу.
Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины – матери, Родины, подруги, жены. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила.
Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня, был лист художников Кукрыниксов, изображавший Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении между СССР и Германией. («Кукрыниксы» – это три художника, название коллектива составлено из начальных букв фамилий Куприянов и Крылов, и имени и первой буквы фамилии Николая Соколова). Воевали Кукрыниксы не только посредством пера – на собственные сбережения три художника смогли подарить действующей армии боевой танк. Однако главный их вклад – талантливые карикатуры и плакаты. Советские политические плакаты времен Второй мировой войны приобрели особую значимость и актуальность. Страна напрягала последние силы в борьбе с немецкими захватчиками, поэтому плакаты концентрировались на чисто человеческих чувствах – гневе, ярости, страданиях, мужественности, стремлении к победе. Особой популярностью пользовались сатирические плакаты выпуска "Боевого карандаша" и "Окон ТАСС", внушавшие защитникам Отечества и народу веру в неизбежность победы и разгрома фашистской Германии. После начала Великой Отечественной войны сразу же появились агитационные и пропагандистские плакаты, призывающие к борьбе против вторгшихся на территорию СССР немецких фашистов.
В 1941 году, на третий день войны, появился плакат художников Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Из прорванного «Договора о ненападении между СССР и Германией» высовывалась зверская личина фюрера с хищно протянутой рукой, но советский воин штыком бесстрашно преградил ему путь. Плакаты, рисовавшие неминуемый крах фашистской махины, вселяли уверенность в грядущую победу в ряды бойцов и тружеников тыла. Ведь искусство сатиры обладает ценнейшим даром предвидения и великого умения убеждать народ в своей правоте.
Советский агитационный плакат «Родина-мать зовет!» создан в июле 1941 года, сразу же после вторжения немецких войск на территорию СССР и начала Великой Отечественной войны. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. Плакат создавался спонтанно, после того, как было официально сообщено Совинформбюро о начале войны с Германией. Вбежав в комнату к мужу с сообщением о начале войны, Тамара Тоидзе впоследствии стала олицетворять собирательный образ советской женщины. Ираклий Тоидзе упростил внешний вид Тамары и, тем самым, приблизил её лик к простой и понятной советской женщине. Понизив линию горизонта, художник придал образу некую монументальность. Специфический жест грузинских женщин и встревоженное лицо сделали в образе призывающий понятный посыл, обращённый к советским гражданам. В одной руке Родина-мать держит присягу военнослужащего, напоминая своим "детям" о присягнувшем долге.
По композиции и по цвету (красное, черное, белое) он перекликается с плакатом Д. Моора «Ты записался добровольцем?». Основная сила воздействия плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении лица русской женщины, в её жесте.
Плакат «За Родину-мать!» - агитационный советский плакат, созданный художником Тоидзе И.М. в 1943 году для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом. На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках.
1942 год – это год страданий советского народа. СССР и его Вооруженные Силы продолжали вести борьбу один на один с гитлеровской коалицией, так как второй фронт на западе не был открыт союзниками, всю тяжесть войны пришлось взять на себя советскому народу. Множество мирных жителей попало в фашистский плен. Художники создавали плакаты, посвященные страданиям жителей оккупированных территорий, пленникам концлагерей, многие плакаты изображали детей. Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов на первом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей – твоя девушка, твой ребенок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси. Красная Армия отступала, а с плакатов молча взывали женщины и дети, оставшиеся на оккупированной врагом территории.
Советский плакат «Воин, ответь Родине победой!» несет политическую направленность на единение тыла и фронта. Плакат создан в 1942 году. Автором плаката является художник Д.А. Шмаринов. На плакате изображена женщина в красном платье, олицетворяющая Родину. Женщина держит в одной руке сноп зерна, а другой рукой протягивает автомат. Плакат призывает идти на фронт и защищать свою Родину, а она сумеет вырастить хлеб и накормить своих воинов. Плакат наглядно показывает, что центром единения фронта и тыла есть сама Родина и необходимость её защиты от коварного врага.
С приходом сообщения о разгроме врага под Москвой в декабре 1941 года все мастера откликнулись на это событие плакатами. Разгром врага придал искусству военного плаката новые силы. Слова И. В. Сталина «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков...», сказанные им на праздничном военном параде 7 ноября 1941 года, определили тематику серии работ, созданной в 1941 - 1942 годах В. Ивановым совместно с О. Буровой. Эти работы, напоминавшие воинам о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, принесли мастеру заслуженный успех и поставили его в число ведущих художников-плакатистов. Исторические параллели, которые демонстрировали плакаты, носили конкретный характер. Дмитрий Пожарский символизировал единение защитников Родины: бойцов, матросов и партизан. Михаил Кутузов напоминал о героическом сражении на Бородинском поле в 1812 году. Александр Суворов учил бойцов побеждать врага. «Иконный» образ Дмитрия Донского объявлял «священной» войну с иноземными поработителями. Самая важная задача была возложена на полководца Александра Невского, который был памятен по одноименному фильму Сергея Эйзенштейна и исполнителю главной роли - Николаю Черкасову. Карающий меч русских воинов, разгромивших иноземных завоевателей в 1242 году, на плакате отождествлялся с шашками советских конников, разящих врагов, двигавшихся с танковыми колоннами по русской земле.
«Молодая гвардия» - подпольная антифашистская комсомольская организация юношей и девушек, действовавшая в годы Великой Отечественной войны (с сентября 1942 года по январь 1943 года), в основном, в городе Краснодоне Ворошиловградской области Украинской ССР. Организация была создана вскоре после начала оккупации города Краснодона войсками нацистской Германии, начавшейся 20 июля 1942 года. «Молодая гвардия» насчитывала около ста десяти участников - юношей и девушек. Самому младшему участнику подполья было четырнадцать лет. Участников организации называют «молодогвардейцы». Первые сведения о краснодонской молодёжной подпольной организации «Молодая гвардия» появились во фронтовой газете «Сын отечества» от 18 апреля 1943 года, затем в газетах «Социалистическая родина» и «Ворошиловградская правда». Первыми советскими журналистами, написавшими в 1943 году книгу о подвиге подпольной организации «Молодая гвардия» и её руководителе Олеге Кошевом, стали Владимир Лясковский и Михаил Котов. Уже весной 1943 года в Краснодон направляют специальную государственную комиссию ЦК ВЛКСМ для сбора материалов о возникновении и деятельности «Молодой гвардии». Изданные плакаты ставили своей целью рассказать о подвиге молодогвардейцев более широким слоям населения для поднятия боевого духа бойцов Красной Армии.
Одна из главных идей народной войны: советские женщины-труженицы пришли на смену мужчинам-бойцам, ушедшим на фронт биться с врагом. И вместе они завоевывали Победу!
Оборона Брестской крепости (длилась с 22 июня – 30 июня 1941 года) – одно из самых первых крупных сражений советских войск с немецкими захватчиками в период Великой Отечественной войны. Брест – первый советский пограничный гарнизон, который прикрывал центральную магистраль, ведущую к Минску, поэтому сразу после начала войн Брестская крепость оказалась первым пунктом, который атаковали немцы. Оборона Брестской крепости стала первым сражением, где советские войска показали свою полную готовность защищать Родину до последнего. Сражение стало своеобразным символом, показывающим, что план стремительного штурма и захвата немцами территории СССР может оказаться неудачным.
В годы Великой Отечественной войны были популярны сатирические плакаты, в которых высмеивался Гитлер и немецкие солдаты и офицеры. Здесь Гитлер нередко изображался в виде обезьяны в головном уборе времён наполеоновских войн. Сравнение Гитлера с Наполеоном встречалось неоднократно. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Примечательно, что художники, работавшие над изображением, всегда очень точно подмечали характер, повадки, жесты, отличительные черты изображаемых персонажей. Для такого тонкого воздействия на души людей посредством плаката требовалась не только долгая кропотливая работа по изучению немецкой кинохроники, фотографий Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других, но и мастерство психолога. Изображение страшного врага в карикатурном виде воодушевляло людей на борьбу не меньше, чем мобилизующие лозунги. Кровавое «лицо» гитлеризма, попирающего мораль и международное право, показал на своих плакатах В. Дени.
Зимой 41-го года против захватчиков развернулась настоящая партизанская война. В июле 1941 года враг продолжал захватывать все большую территорию - война приобретала характер всенародного сопротивления. Одними из первых поддержали борьбу «народных мстителей» художники П. Горелый, А. Ситтаро, Т. Еремина. Земля горела под ногами врагов. Тысячи женщин, стариков, детей на оккупированных территориях взялись за оружие. Партизанские отряды народных мстителей, или, как их называли фашисты, "черных призраков", пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали электростанции и склады с боеприпасами, уничтожали предателей. Отважным и неуловимым народным мстителям посвящены плакаты В. Курдова «Да здравствуют наши славные партизаны и партизанки!», П. Горелого «Партизаны, бейте врага без пощады!», П. Кривоногова «Партизан, мсти за Родину!».
Героическая оборона Ленинграда с 10 июля 1941 по 9 августа 1944 года и прорыв блокады нашли отражение в плакатных работах московских и ленинградских художников. В плане ведения войны против Советского Союза военно-политическое руководство Германии особое место отводило захвату Ленинграда. Взятие Ленинграда и овладение побережьем Балтийского моря рассматривалось как важнейшая цель наступления вермахта, что и было закреплено в плане нападения на Советский Союз - "Плане Барбаросса". С захватом Ленинграда фашисты связывали осуществление крупных стратегических и политических целей. Они намеревались стереть этот город с лица земли и истребить население. "После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса", - говорилось в директиве Гитлера.
Впервые Москва стала салютовать успехам наших войск после разгрома вражеской армады на Курской дуге. Проведение этого военного ритуала в годы войны придало образу столицы особый смысл: с изображением салютов на плакатах связывали близость окончательной победы над врагом. Плакаты с картиной Москвы, салютовавшей нашим воинам, были подобны торжественному гимну, звучавшему на улицах города. Великолепными мастерами, блестяще владеющими всеми изобразительными средствами плаката, показали себя А. Кокорекин и В. Климашин. Этим художникам мы обязаны созданием листов, прославлявших великую Победу, на которых изображено небо столицы, расцвеченное снопами искр праздничных фейерверков, победное знамя над Кремлем, радостная улыбка воина-победителя. Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал А. Кокорекин. Работы художника готовили советский народ к скорой встрече с героями-воинами, плакат «Воину-победителю - всенародная любовь!». Тогда же в плакате впервые начала широко пропагандироваться тема совместной борьбы с врагом стран антигитлеровской коалиции.