Созидать объединяя
rprk_logo

Запись на экскурсию

Село Ивановка

Село Ивановка относится к Казачанской сельской территории. Село Казачок находится в 40 км от Старого Оскола. Название связано с казачьим сторожевым пунктом. Со второй половины XVII века жилые постройки поселения постепенно сосредоточились на левом берегу реки Оскол, где в настоящее время и находится село.

К Казачанской волости относилась слобода Голофеевка - поселение при линии железной дороги и реке Оскол и слобода Ивановка. Слобода Ивановка - малороссийское поселение на Осколе ротмистра Кирасирского полку князя Ивана Юрьевича Трубецкого. Основана в 1729 году.

В XIX веке в селе Ивановка находилось поместье князей Трубецких - Всеволожских. Согласно материалам IV Ревизии 1782 года, владельцем слободы Ивановка был полковник, князь Николай Иванович Трубецкой. Николай Иванович Трубецкой (ум. 1784) - родоначальник второй из четырёх основных ветвей рода Трубецких. К числу его потомков принадлежали, среди прочих, философ С. Н. Трубецкой и скульптор Паоло Трубецкой.

Н.И. Трубецкой жил в Москве, однако в поместье имел деревянный дом. Дом был большой, просторный с резным крыльцом и верандой. Вокруг располагался сад. Со временем старый дом обветшал и рядом был выстроен дом кирпичный. По переписи 1885 года в селе - 95 дворов, 574 жителя. Храм в селе Ивановка был построен на средства Николая Ивановича.

Последние владельцы поместья Дмитрий Алексеевич Всеволожский, Екатерина Николаевна, урожденная Трубецкая жили и умерли в Ивановке. Их сын Александр, офицер Преображенского полка, случайно погибший в молодости, по некоторым данным, был захоронен рядом.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Надгробная плита

Екатерина Николаевна Трубецкая (1836 - 1914) вышла замуж за Дмитрия Алексеевича Всеволожского (1828 - 1902), они унаследовали имение в слободе Ивановка Старооскольского уезда, которое было передано в 1910 году по дарственной сыну Анатолию Дмитриевичу Всеволожскому (1869-1927). Анатолий Дмитриевич (военный в отставке) владел 932 десятинами земли в уезде. В поместье находилось кирпичное двухэтажное здание, фруктовый сад. Дом находился в центре села, примерно в районе ул. Центральной

Сохранились воспоминания местных жителей о последних владельцах имения. Анатолий Дмитриевич был исключительно честным, трудолюбивым и доброжелательным человеком, много занимался благотворительностью. Часто сам выполнял простую крестьянскую работу, ездил на простых дрожках, в быту был неприхотливым человеком. Перед отъездом в эмиграцию, он собрал всех крестьян, раздал имущество, поклонился народу. Даже с самые неспокойные времена в селе Ивановка не было бунтов и волнений.

Усадьба была разрушена в 50-е годы ХХ в., родовой склеп - в 70-е годы ХХ в. В церковной ограде на место склепа лежат две надгробные плиты князя и княгини Трубецких - Всеволожских и их сына.

Село Знаменка

Село Знаменка - поселение на реке Боровая Потудань. В 1716 году князь Александр Петрович Голицын на купленной поместной земле поселил 5 дворов украинцев, назвав поселение Потуданью. Топонимом села позже стало церковное название по храму, после открытия первой деревянной церкви в честь Знамения Пресвятой Богородицы Новгородской.

Основным занятием крестьян Знаменки было земледелие. Но постепенно развивались и различные промыслы. Славилось в уезде мастерство знаменских красильщиков тканей. Качество краски не уступало фабричной.

В 3 км от села находилась усадьба Ивана Сергеевича Байбуса. Уроженец Харьковской губернии, Иван Сергеевич Байбус имел высшее агрономическое образование, владел в Курской губернии несколькими сахарными заводами, имел торговые отношения с Германией. Вблизи усадьбы Байбус построил мощный завод по производству кирпичей, наладил изготовление извести. На территории поместья находился красивый двухэтажный особняк. В 1901-1902 годах по инициативе Ивана Сергеевича были посажены три аллеи сирени от имения до Знаменки, Николаевки и хутора Рекуновка общей длиной 7,5 километра. Эти посадки частично сохранились.

В 1885 году в Знаменке при церковной сторожке открылась церковно-приходская школа.

Летом 1918 года в бывшем имении Байбуса организовался небольшой совхоз «Пробуждение». Постепенно разрушались постройки. Ничего не осталось ни от дома, ни от кирпичного завода и других строений. Сохранился лишь храм.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы

На месте усадьбы И.С. Байбуса раскинулось пастбище для скота, принадлежащее ОАО «Русагро».

Место бывшей усадьбы и кирпичного завода в Знаменке Место бывшей усадьбы и кирпичного завода в Знаменке

Село Петровское

В 25 км от Старого Оскола расположено село Городище.Упоминание о Городище встречается в документах 1692 года, где указано, что село возникло в первой половине XVII века.

Термин «городище» означает место древнего укрепленного поселения людей. Располагалось поселение на слиянии двух рукавов реки Котел. Название получило от деревянной крепости - сторожи, которая существовала здесь для охраны южных окраин русского государства. Такие городища традиционно устраивались по верховьям рек Потудань и Котел, у южной линии находились поселения служилых людей. Для наблюдения за передвижениями татар стражники Городища использовали древние курганы.

Массовое заселение села, входившего в состав Нижнедивицкого уезда, происходило в 1660 годах. Люди были из разных мест, но больше всего из центральных уездов. Основное население составляли государственные крестьяне.

Хутор Петровский, находящийся на Городищенской сельской территории, до 1862 года назывался хутор Обуховский, в котором проживало 563 жителя - 61 двор.

В селе Петровское находилась усадьба управляющего графа Орлова-Давыдова, относившаяся к разряду «экономии» - хозяйства с различной специализацией. Главная специализация хозяйства - сады. Местные мужики брали сады в аренду, выращивали яблоки, груши. В полях - арбузы, дыни. Выращивали также ячмень, мак.

Усадьба была построена в 1867 году. Для ведения хозяйства из Эстонии был выписан талантливый хозяйственник и финансист. Имя не сохранилось, но известно, что граф ценил талантливого управляющего. При нем усадьба процветала. Из Эстонии управляющий привез с собой мастера-краснодеревщика Питера Локка. Он приехал с женой Кэтрин (искусной швеей-белошвейкой) и детьми Германом, Армином и Шарлоттой. (Потомки семьи и сейчас проживают в селе).

Охотник в имении графа Орлова-Давыдова Дорога к усадьбе в селе Петровское

В главном здании, в правом крыле, постоянно жил управляющий. Левая половина была парадной и всегда готова к приезду графа. Там находились гостиная, спальня, кабинет. Сам граф приезжал нечасто, но комнаты держали в постоянной готовности. Парадная лестница из розового мрамора, лепнина на потолках. По слухам в половине графа происходили необъяснимые события: в шкафах постоянно переворачивалась посуда, двигались предметы. В цокольном этаже находились людская (помещение для прислуги), столовая, кухня. Здесь обязательно кормили обедом всех поденщиков, также у них был час перерыв на обеденный отдых.

Современный вид главного дома усадьбы


Бывшая гостиная

Рядом с главным зданием усадьбы находились хозяйственные постройки: мастерские, каретный сарай, графские конюшни. В хозяйстве были также мельницы, подвал для заготовки льда, баня.

Отдельно было выстроено здание для специалистов. Здесь жили приглашенные агроном, бухгалтер, и другие. Здесь же жила семья Локка. Дом был выстроен из красного кирпича на несколько квартир, каждая из которых имела свой вход с деревянным резным крыльцом, отдельно стоящим сараем.

Здание для специалистов

Деревянное крыльцо Деревянное крыльцо

После революции некоторое время бывшая дворянская «экономия» еще работала по старой схеме и специализации. В 30-е гг. в здании располагалась контора совхоза Петровский. В здании специалистов жил председатель совхоза, председатель парткома, бухгалтер. В период Великой Отечественной войны в здании находилась ремонтная база. В 1962 году была открыта школа, сначала начальная, потом 8-летняя. Закрыли школу в 2000 году.

Школа

В настоящее время центральное здание находится в стадии разрушения. Сохранилось здание для специалистов. Используется, как жилой дом. Часть помещения занимает почта.

Село Федосеевка

Село Федосеевка является северо-восточной окраиной города Старый Оскол. С севера на юг село тянется вдоль междугородней автострады, с востока на запад - вдоль реки Оскол. Село основано в конце XVIIIвека. Свое название получило по имени сына боярского Федосея Никодимовича Малыхина.

Основное занятие жителей - земледелие. В соседнем селе Каплино помимо выращивания зерновых культур крестьяне занимались выделкой веревок из конопли. Старооскольский купец Шестаков объединил многочисленные кустарные производства веревок в одно предприятие. Канатная фабрика была основана во второй половине XIX века. Она объединяла в себе 200 кустарей одиночек. Окончательно введена фабрика в эксплуатацию в 1868 году, на ней работали и многие федосеевцы.

На территории села в разное время проживали мелкопоместные дворяне. Одна из современных сельских улиц называется Алтуховкой. Местные жители назвали улицу в честь помещицы Алтуховой. В середине XIX века, еще до реформы 1861 года она дала вольную крестьянам, вскоре после этого умерла. Крестьяне похоронили помещицу с почестями. К сожалению, ни дома, ни могилы помещицы Алтуховой не сохранилось.

Один из последних владельцев села - помещик Баркалов. Его усадьба находилась в центре современной Федосеевки.

На территории села Федосеевка сохранился дом помещика, мелкопоместного дворянина Василия Васильевича Баркалова. Баркалов владел земельными угодьями - 1000 десятин, ему принадлежали деревни Петровка, Мальцевка. Были также частные сады в Корочанском уезде. В садах выращивали яблоки, груши. В это время и были заложены основы селекции, которые позволили современным корочанским яблокам быть конкурентоспособными.

В Мальцевке Баркалов организовал конный завод с количеством поголовья - 300 лошадей, где разводил породистых скакунов. Деревня Петровка была передана дочери в качестве приданного. Организовал Баркалов и кирпичный завод. Из местного кирпича позже были выстроены церковь, здание церковно-приходской школы, некоторые дома.

В селе сохранился дом Баркалова. К сожалению, усадебный ландшафт утрачен, лишь несколько старый лип напоминает о былом великолепии. По воспоминанию старожилов, перед домом помещика был устроен пруд, в котором развели лебедей. С южной стороны от дома - посажен сад, в котором были высажены редкие экзотические растения. Липовая аллея вела от дома в сторону храма.

После 1917 года Баркаловы покинули Россию, дом был отдан под школу. В 1941 году в здании располагался штаб 844 стрелкового полка 267 стрелковой дивизии, сформированной в Старом Осколе. В настоящее время дом жилой, используется, как служебное жилье для педагогов села.

Дом Баркалова
Дом Баркалова Дом Баркалова
Дом Баркалова Дом Баркалова

Село Шаталовка

Село Шаталовка возникло как военное поселение в 80-е годы XVII века. Первоначальное название - село Потудань, а позднее, в конце XVII века, получило название по фамилии помещика Шаталова и стало называться село Шаталовка. Село Шаталовка заселялось жителями Тульской и других губерний, в 1802 году в нём было 83 двора.

В XIX веке в Шаталовке насчитывалось до 500 дворов. Крестьяне начали переселяться на общественные земли в конце XIX века. Так появилась Старая Луганка. В 90-е годы XIX века заселилась Гринёвка. Название хутор получил по имени соседствующего барина Владимира Гринёва. Хутор Плота заселялся с 20-х годов XX века.

На территории села Шаталовка в очень живописном месте на берегу реки Потудань раскинулась старинная усадьба.

Здесь слились воедино типичные для среднерусской полосы просторы, дивные кручи, быстрая река, чистые родники и рукотворный архитектурный ансамбль, липовые аллеи, заливные луга и засеянные поля. Усадьба принадлежала дворянину Якову Алексеевичу Харкиевичу.

Дом Я.А. Харкиевича

Я.А. Харкиевич окончил Московский университет, имел ученую степень, занимался этнографией, являлся членом училищного Совета по народному образованию в Нижнедевицком уезде, уездном земстве, одним из основателей Воронежской бесплатной рисовальной школы и членом Комитета Кружка любителей рисования в Воронеже.

В селе Шаталовка на личные средства Харкиевич построил кирпичный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Владел 310 десятинами земли, имел большой сад, пруд, пашенные угодья.

Восстановленный храм Рождества Пресвятой Богородицы

Усадебный комплекс включает в себя жилой дом, с флигелями, кухни с подвальным помещением, мастерские, конюшни. Территория усадьбы имела ограждения и центральные парадные ворота.

Центральные ворота Центральные ворота

Ландшафт включал в себя сад, спуск к роднику, липовую аллею. Усадьба Харкиевича была также «экономией» со своим хозяйственным укладом. По воспоминанию старожилов, выращивались сады до 10 га, разводили породистых лошадей, выращивали овощи.

Хозяйственные постройки усадебного комплекса Старый колодец

Яков Алексеевич был настоящим ученым и исследователем. Он изучал традиционную народную культуру, имел агрономические познания. Образование считал важной и необходимой частью развития личности. При храме на средства помещика была открыта церковно-приходская школа, а затем в селе при его же поддержке - школа земская.

После революции в усадьбе была устроена школа рабочей молодежи, затем размещался детский дом. Во время войны детский дом был эвакуирован, на территории усадьбы располагался госпиталь. До оккупации - советский госпиталь № 1162, во время оккупации - немецкий.

После войны комплекс вновь перешел к детскому дому. В 70-е годы детский дом перевели в Грайворон. Новое учреждение имело статус детского психоневрологического диспансера. В 1991 г. году диспансер был закрыт.

Практически все здания в настоящее время сохранились, однако находятся в состоянии разрушения.

Основной особенностью всех без исключения усадеб можно считать их живописное расположение среди ландшафта. Цветники, сады, аллеи, лужайки, мостики, беседки дополняли облик провинциальных усадеб.

В XIX веке в устройстве усадеб доминирует классицизм. Однако помимо классического стиля были и совершенно особые авторские решения постройки. Как правило, планировка домов основывалась на той схеме, по которой жилые комнаты с кабинетом хозяина были обращены во двор, а парадные - для отдыха и приема гостей открывались в парк. В усадебный комплекс входили отдельно стоящие гостевые дома, хозяйственные постройки, конюшни. Все это составляло единый комплекс.

Подвальное помещение Стена с оконным проемом кухни

Если говорить о типичном усадебном ландшафте, нужно отметить такие черты, как использование естественных лесов, прямые аллеи, вьющиеся дорожки, сочетание декоративных качеств с утилитарными: плодовый сад, рыбный пруд, покосный луг. Вокруг усадеб устраивались пейзажные парки, запруды, геометрические лужайки. Усадебный ландшафт был тщательно продуман, как правило, составлен талантливым архитектором с учетом природных особенностей, а также вкуса заказчика. Из усадебного ландшафта в селе Шаталовка сохранилась липовая аллея, родник.

Старинные усадьбы… В ХХI веке не все они нашли свое место в новых реалиях социокультурной жизни края. Комплекс в селе Шаталовка еще можно восстановить, сохранить, придать ему новый импульс развития. Старинные усадьбы могут стать центрами притяжения для ряда населенных пунктов, превратившись в музеи, гостиницы, дома ремесел, реабилитационные центры, частные подворья, публичные парки. И тогда вклад нашего поколения в сохранение культурно-исторического наследия края оценят потомки.

Село Обуховка

Село Обуховка расположено на расстоянии 25 км от Старого Оскола. Обуховка находится между двумя железнодорожными станциями - Старый Оскол и Голофеевка. Село лежит на правом берегу реки Котёл, впадающей в реку Оскол. Особенностью зоны Обуховки является сильный разлив реки Котёл в весенние месяцы. Земли Обуховки не плодородные, по своему почвенному составу содержат в основном глину и песок.

Село Обуховка основано в 1690 году. Тогда получило название Петровская слобода по церкви во имя святых апостолов Петра и Павла.

В XVIII веке в 1711 году Петровская слобода была заселена малороссиянами фельдмаршалом Александром Даниловичем Меньшиковым, В 1726 году часть земель перешло к графу Семёну Андреевичу Салтыкову. Часть села стали называть Семёновкой. В период между 1718 и 1722 годами основана деревня Готовьё, соседствующая с Обуховкой. Это однодворческое поселение - выселок на готовом месте у реки Котёл служивых людей села Кобылино.

К концу XVIII века слобода Петровская стала называться Обуховкой, по фамилии помещика Обухова. В начале XIX века Обуховка представляла собой поселение при транспортной дороге от города Бирюч до Старого Оскола, при реке Котёл. Насчитывалось 170 дворов, 1200 жителей, имелась деревянная церковь, начальное народное училище, приходская школа, волостное правление, хлебозапасный магазин, маслобойный завод, 9 кожевенных заводов, 17 кузниц, 3 чёрных, 2 мелочных и одна винная лавка, две водяные и шесть ветреных мельниц. В 1842 году был выстроен кирпичный храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Нач. ХХ в.

Со второй половины XIX века до 1917 года территории Старооскольского округа находилось поместье Орловых-Давыдовых.

Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809-1882), писатель, тайный советник, почетный член Академии наук. Сын П.Л. Давыдова и графини Н.В. Орловой. С 1856 ему было высочайше разрешено принять фамилию и титул деда по матери графа В.Г. Орлова и именоваться графом Орловым-Давыдовым. Окончил Эдинбургский университет со степенью доктора права. В.П. Орлов-Давыдов собрал коллекцию рукописей и старопечатных книг. Делал крупные пожертвования библиотекам и музеям.

Дети и внуки Орловых-Давыдовых Герб Орловых-Давыдовых

Во владение Орловых-Давыдовых входили села Обуховка, Стужень, Салтыково (Рождественское). Позднее владельцем поместья стал внук Владимира Петровича - Алексей Анатольевич Орлов-Давыдов, граф, депутат IV Государственной Думы, помещик Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Нижегородской, Орловской, Самарской, Тамбовской и Тульской губерний.

В Старооскольском уезде имел Петровскую вотчину с Обуховской дачей (лесное урочище).

Собственно усадьба (называлась усадьба - Отрада) Орловых-Давыдовых, где они проживали, находилась недалеко от Москвы близ села Семеновское. Здесь по проекту архитектора К.И.Бланка был возведен дворец, помещения которого были богато украшены, обставлены роскошной мебелью, наполнены картинами, скульптурой, предметами прикладного искусства. Стены огромного кабинета графа были уставлены тысячами томов книг на русском и европейских языках. В Овальном зале разместились уникальные коллекции русского и западноевропейского фарфора, стекла, хрусталя, фамильные сервизы...

Подмосковная усадьба Отрада

Отрада - одно из немногих подмосковных имений, историко-культурные и художественные ценности которого почти полностью уцелели в 1917-1920 годах. В конце 1917-го отсюда в Москву, в Государственный Исторический музей было вывезено 68 больших опломбированных ящиков, где находились наиболее ценные картины, гравюры, рисунки, серебро, фарфор, хрусталь, изделия из бронзы, скульптура, книги, рукописи, фамильный архив. Эти ящики пролежали в подвалах ГИМа до июня 1920 года, когда их наконец распаковали, а содержимое распределили по московским музеям.

В с. Обуховка сохранился дом управляющего имением графа Орлова-Давыдова.

Дом управляющего имением графа Орлова-Давыдова

Дом был построен в 1910 году. Деревянный, дубовый, на высоком кирпичном фундаменте. Под всем домом - подвал со сводчатыми потолками из красного кирпича. В дом ведут три входа, один имеет резное крыльцо с деревянной верандой. В доме сложная система планировки комнат - две большие залы и несколько маленьких комнат, служивших, возможно, в качестве кухни, кабинета, спальни, подсобного помещения. Высокие потолки и хорошо сохранившаяся система отопления - печи-голландки, покрытые глазурованной плиткой с системой воздуховодов. К дому примыкают хозяйственные постройки, частично разрушенные. Территория огорожена забором.

План дома Крыльцо дома
Подвальное помещение Слуховое окно

В XIX веке здесь активно шла торговля лесом. В Старооскольском уезде деревообрабатывающий промысел процветал, и мастера покупали лес из графских владений у перекупщиков. Хозяйственная деятельность имения графа имела специализацию по заготовке леса, первичной обработке и продаже древесины кустарям Старооскольского уезда. Кустарными промыслами по обработке дерева в начале ХХ века по уезду было занято 914 дворов с 1666 рабочими. Годовой размер производства достигал 330 тыс. рублей, а общий годовой заработок кустарей составлял около 141 тыс. рублей.

Некоторые виды промыслов, такие как, гребенешный, прялочный, бондарный требовали заблаговременной заготовки материалов, т.к. древесина нужна была обязательно сухая. Колесники, санники, тележники старались получить материалы в кредит. Древесина пользовалась спросом.

Березовое бревно в 3 аршина (213 см.) в длину и 5 вершков (примерно 22 см) в разрезе стоило от 90 коп до 1 руб. 10 коп. Ясеневый, дубовый, кленовый полоз покупался от 1 р. 20 коп. до 2 руб. за пару. Материалом для выделки дуг служила исключительно ракита. Цена - 20 коп. за заготовку для одной дуги.

С 1937 года по настоящее время в доме располагается управление лесничества. На территории Обуховского лесничества еще можно увидеть вековые дубы, которые были свидетелями расцвета усадьбы.

Дуб-долгожитель в с. Обуховка Дуб-долгожитель в с. Обуховка

Село Песчанка

Село Песчанка расположено в 7 км от Старого Оскола. На юго-западной окраине села протекает река Осколец. Первые упоминания об однодворческом поселении на песчаной возвышенной местности реки Осколец - Песчаная Пристень - относятся к 1763 году.

Плодородные почвы, мягкий климат, богатая растительность открывали широкие возможности для освоения территории. Крестьяне села выращивали зерновые культуры: рожь, пшеницу. Широкое распространение получили овес, просо, гречиха, ячмень. Издавна сельчане высаживали картофель и подсолнух.

В ХIХ веке деревня Песчанка насчитывала 40 дворов, 245 жителей, хлебозапасный магазин. В районе села Песчанка находилось родовое поместье дворянского рода Калмыковых.

Калмыковы принадлежали к дворянскому роду, история которого прослеживается с последней трети XVIII века, когда одному из основателей рода Ивану Калмыкову, имевшего обер-офицерский чин, по завершении русско-турецкой войны Екатерина II, пожаловала землю и 1000 душ крепостных крестьян в Курской губернии.

Кроме Ивана Калмыкова служили в русской армии его сын, Яков Иванович, вышедший в отставку в чине поручика Егерского полка, и его правнук, Алексей Георгиевич, также дослужившийся до поручика, но пехотного полка.

Родовым поместьем последовательно владели три поколения Калмыковых.

Дом в усадьбе Калмыковых. Нач. ХХ в.

Григорий Яковлевич Калмыков. 1800-е гг.Государственным чиновником был коллежский советник Георгий Яковлевич Калмыков, служивший в Департаменте общих дел Министерства Государственных имуществ и за 30 лет своей работы награжденный орденами: Св. Анны 3 степени, орденом Св. Станислава 2 степени с императорской короной и знаком отличия за поземельное устройство государственных крестьян.

Род Калмыковых был связан и с историей земских учреждений. Старший сын Георгия Яковлевича, коллежский асессор Сергей Георгиевич Калмыков, окончив Казанский ветеринарный институт, стал ветеринаром Старооскольского уездного земства. За земского врача из села Троицкое под Москвой вышла замуж его сестра, Мария Георгиевна. Его брат Николай Георгиевич Калмыков за свой счет устроил земскую школу для детей крестьян, обнес ее кирпичом и до своей смерти в 1914 г. являлся ее попечителем.

Последние владельцы поместья - Николай Георгиевич и Ольга Ивановна (в девичестве - Динтер) Калмыковы.

В начале ХХ века потомственный дворянин Николай Георгиевич Калмыков ходатайствует перед властями о разрешении строительства в его недвижимом имении при деревне Песчанка парового винокуренного завода.

Владелец заявленного к постройке предприятия сообщает о том, что сам будет заведовать заводом и уведомляет: «…В моем отсутствии бумаги подписывать будет жена моя Ольга Ивановна Калмыкова». Владелец дает ему название «Песчанский». 22 августа 1905 г завод внесён в инвентарь Курской губернии за № 34.

Для ведения строительных работ и организации производства ответственным винокуром был принят на завод крестьянин Эстляндской губернии (лютеранской веры) Ян Янович Якоб. В дальнейшем принял православную веру, дабы получить возможность жениться на местной крестьянке, которая была замечательной рукодельницей и швеей, и стал зваться Иваном Ивановичем.

Первый директор Песчанского спиртзавода винокур Якоб Иван Иванович с женой и детьми Первый директор Песчанского спиртзавода винокур Якоб Иван Иванович с женой и детьми

Из описания винокуренного завода известно, что здание завода -каменное. Винный подвал, каменный, находится в расстоянии трех саженей от завода. Перегонный снаряд помещается в нижнем этаже и состоит из непрерывно действующей брагоперегонной колонны системы Саваля (тарельчатый брагоперегонный аппарат появился в 1813 г., в 1867 г. Саваль изобрёл кубовый ректификационный аппарат периодического действия), регулятора и холодильника. Все названные аппараты изготовлены фирмой Пляге и Ляскевич в Люблине. В этом же отделении возле холодильника установлены: фильтр, контрольный снаряд фирмы Сименс и К (для объёмного учёта количества спирта) и спиртоприемник. Кроме того, в перегонном отделении находится: аппарат Генце, заторный чан (термин «затор» сохранился с того давнего времени, когда на спирт перерабатывали муку, которую «затирали» - смешивали с водой и солодом при определённой температуре, получаемый в результате этого продукт (сусло) в литературе прошлых лет называли «сладкий затор»), центробежный насос для перекачки сусла из заторного чана в квасильные чаны и др. Под заводом и принадлежащими ему строениями находятся три четверти десятины земли.

7 июня 1911 года Песчанскому заводу «по состоявшемуся между Министерством финансов и Главным управлением землеустройства и земледелия соглашению признано возможным предоставлять к поставке в казну по ежегодно назначаемой Министерством финансов цене по двадцати пяти тысяч ведер спирта в 40 градусах в год». Продукция разливалась по сорокаведерным бочкам и на гужевом транспорте доставлялась для переработки в ректификат на Голубинский завод, расположенный в районе Нового Оскола.

Последний владелец поместья Николай Георгиевич умер в 1914 году, его супруга Ольга Ивановна руководила заводом до 1917 года. После революции стала преподавать в школе сначала первой, а потом и второй ступени историю, географию и иностранные языки, которые она знала в большом количестве. Из документов, сохранившихся в семейном архиве, видно, что она много работала и во время кампании по ликвидации неграмотности, разъезжая, будучи уже немолодой, по Старооскольскому уезду.

О.И. Калмыкова с детьми

После 1917 года Песчанский спиртзавод, как и другие частные предприятия, был национализирован. Порой с небольшими, а иногда и значительными перерывами, обусловленными обстоятельствами гражданской войны, а затем и трудностями периода восстановления разрушенной экономики, он работает в системе Курского спиртотреста. В самом имении была организована коммуна. Разрушено поместье окончательно было в 30-е годы ХХ в.

В настоящее время на месте усадьбы ничего не сохранилось, но одно из старейших предприятий города - Песчанский спиртзавод успешно пережил войну, восстановительный период, приватизацию, и продолжает действовать уже в XXI веке.

В 1991 году завод получил статус государственного малого предприятия, что позволило инвестировать заработанную прибыль в новое строительство и модернизацию производства.

15 июня 1993 года государственное малое спиртовое предприятие «Песчанское» преобразовано в акционерное общество открытого типа, сохранив прежнее название.

В декабре 2011г. решением акционеров ОАО «Песчанское было преобразовано в ОАО «Новопесчанское».

13 июня 2013 г. ОАО «Новопесчанкое» вошла в состав ОАО «Корпорация развития». С 1 июля началась реконструкция, модернизация производственных мощностей.


МКУК «СОКМ» благодарит за предоставленный материал Калмыкова Александра Георгиевича - внука Калмыкова Николая Георгиевича и Саплина Алексея Ивановича -инженера по ОТ и ПБ ОАО «Новопесчанское».

Казацкое кладбище


Кладбище находится между улицей Мира и Казацкими буграми, в районе церкви Вознесения Господня. Это одно из старых кладбищ Старого Оскола и единственное действующее слободское кладбище.

Казацкое кладбище

После утверждения нового плана города 6 января 1784 года, землемеру Плотникову было поручено составить планы слобод. Изменить планировку слобод, выпрямить улицы, сформировать кварталы было непросто, т.к. все обустройство улиц и дворов здесь было подчинено особенностям рельефа местности. Улицы, затейливо извиваясь, тянулись вдоль холмов или были привязаны к берегам Оскола и Оскольца.


При составлении плана слободы Казацкой было определено новое место городского кладбища, в отклонении от утвержденного генеральным планом. На прошение жителей считавших, что в генеральном плане кладбище за Казацким логом в лесу весьма неудобно, было дано разрешение, и оно расположилось на месте теперешнего старого кладбища.

Кладбище расположено на возвышенности. В старину оно тянулось до храма и располагалось в непосредственной близости к нему. Самый старый участок не сохранился.

Похороны владельца пекарни, купца Скрипкина

Решением исполкома Старооскольского городского Совета депутатов трудящихся Белгородской области (протокол № 14 от 7 сентября 1973 года) Казацкое кладбище было закрыто. Однако, через некоторое время местные жители обратились за разрешением хоронить на кладбище родственников в оградках с более ранними захоронениями. И такое разрешение было получено.

За последние 15 лет, ежегодно количество захороненных остается примерно одинаковым. Так, в 2000 г. было захоронено 34 человека, в 2002 - 51, в 2005 - 40, в 2007 - 39, в 2009 - 31, в 2011 - 20, в 2013 - 27. Кладбище, в основном, не разрастается, а «уплотняется». Захоронения производятся в пределах уже обозначенных оградок. Из всех слободских кладбищ Казацкое - самое ухоженное и чистое, несмотря на высокие травы. А еще здесь постоянно дует ветер, и шумят редкие деревья.

Вспоминайте, мой друг, это кладбище дальнее,

Где душе вашей бально-больной

Вы найдете когда-нибудь место нейтральное

И последний астральный покой…


Александр Вертинский

Казацкое кладбище

Городское кладбище

Городское кладбище расположено за чертой города в районе села Каплино. В 1972 году было принято решение о выделение нового места под городское кладбище для быстро разрастающегося города. Согласно санитарным правилам и нормам был определен участок в отдалении от жилых домов, водозаборов и открытых водоемов, не затопляемый при паводках, имеющий сухую, пористую почву с влажностью в пределах 6 - 18 %. Размер территории определялся из расчета 1,2 га на 10 тысяч жителей. Учитывался также перспективный рост населения, коэффициент смертности на тот момент.

Решением исполкома Старооскольского городского Совета депутатов трудящихся Белгородской области (Протокол № 16 от 12 сентября 1973 года) был принят акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию городского кладбища.

Городское кладбище с.Каплино

Изначально планировка кладбища была несколько иной. Были определены следующие зоны: вход, ритуальная зона с постаментом для гражданских панихид, административно-хозяйственная и зона для погребений. Были разбиты дорожки, по периметру высажены деревья, вдоль главного входа разбиты клумбы с цветами. Территория, определенная для захоронений была разбита на кварталы, отдельно выделены участки для погребения ветеранов и военнослужащих, для погребения детей.

В 1993 году к 400-летию Старого Оскола на территории кладбища был заложен храм. Инициатором строительства выступили глава Старооскольской городской администрации Иван Афанасьевич Гусаров и благочинный Старооскольского округа Курско-Белгородской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Василий Рачок. Проект церкви выполнил институт «Гипрогор», генеральным подрядчиком выступил трест АО «Осколметаллургстрой». Кирпичное квадратное в плане здание, имитирующее крепостную башню, увенчано высоким четырёхгранным шатром и дополнено алтарной апсидой. Небольшая звонница поставлена позднее справа от входа в храм. В 2007 году была закончена роспись стен храма.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

30 марта 1994 года новый храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Празднику Успения Пресвятой Богородицы посвящались многочисленные храмы на Руси. Успению Пресвятой Богородицы посвятил святой великий князь Владимир деревянный храм во Владимире (992 год), на его месте в ХП веке был построен Успенский собор святым князем Андреем Боголюбским. Успению были посвящены соборы ХП века в Смоленске и Суздале. Кафедральный Успенский собор в Ростове Великом, Переяславльский храм, соборы Троице-Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монастыря и множество других больших и малых храмов Русской земли посвящены этому празднику.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

С момента открытия храма в нем ежедневно совершаются отпевания, а с 2000 года - Богослужения по воскресным и праздничным дням.

На городском кладбище у каждого свой маршрут. Сюда приезжают горожане почтить и вспомнить своих близких. Особенно многолюдно здесь в день Светлого Христова Воскресения и на Фомин день (Красную горку). Учитывая, что традиция эта жива и сегодня, на Пасху организуются дополнительные автобусные маршруты, дежурит скорая помощь.

Обычай посещать могилы родственников на Пасху сложился в советское время, когда регулярное и точное соблюдение православных традиций было затруднено. Пасха всегда была выходным днем (в отличие от Радоницы). Хотя многие исследователи относят эту традицию к более раннему времени. В России позапрошлого века многие жили в деревнях и на Пасху ездили в близлежащие села, где, в отличие от деревень, непременно был храм. Чтобы не возвращаться по бездорожью и потом не ехать снова на кладбище, чтобы убраться на могилках, люди после службы отправлялись к местам упокоения близких (умерших тогда хоронили в основном при церквях) и разговлялись на кладбище принесенным с собой куличом. Нужно заметить, что такой обычай был не везде. В некоторых деревнях было сразу несколько небольших погостов, доступных для посещения в любое время.

Городское кладбище с.Каплино Городское кладбище с.Каплино

Тем не менее, представители Русской православной церкви не устают повторять, что посещение кладбищ на Пасху - традиция, которая идет вразрез с православными канонами. В уставе церкви есть дни, когда усопших не поминают, и один из них - праздник Светлого Христова Воскресения. Этот день символизирует победу над смертью, грустью и скорбью и, согласно христианской традиции, предназначен для радости. Поминать близких, ушедших из жизни, полагается во вторник второй недели после дня Светлого Христова Воскресения. Этот день носит название Радоница. По церковным канонам Радоница считается праздником одновременно и памяти усопших, и радости их рождения в другую жизнь - «небесную», вечную.

На сегодняшний день на Каплинском кладбище захоронено около 51000 человек. Растет Старый Оскол, вместе с ним растет и городское кладбище…

Стрелецкое кладбище

Кладбище расположено между улицами Курортная и Ракитная в слободе Стрелецкой. Это одно из самых старинных кладбищ города. Первые захоронения связаны, скорее всего, с существовавшим монастырем Тюляфтина пустынь. Мужской монастырь Троицкий - Тюляфтина пустынь был основан в 1612 году, имел храм Живоначальной Троицы и церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Здесь и осуществлялись первые захоронения не только монахов, но и других жителей слободы. Монастырь был упразднён в 1764 году.

Построенный на территории монастыря в 1730 году каменный храм является самым древним храмом города. Приход церкви составляли слободы: Троицкая, Пушкарская, Стрелецкая. Здесь же в пределах погоста и продолжали хоронить умерших прихожан. Покой старинного кладбища и сейчас хранит Троицкая церковь.

Кладбищенские ворота

На Стрелецком кладбище можно увидеть разные по времени создания, использованному материалу надгробные памятники. К сожалению, старинных памятников сохранилось совсем немного. Памятники исчезали не только из-за безжалостного времени, но и по воле людей. Тем не менее, можно рассмотреть некоторые из сохранившихся.

Недалеко от входа на территорию кладбища обращает на себя внимание один памятник - в виде раскрытой книги. Книга - молитвенник, библия, Книга Жизни, может символизировать знание, память, мудрость. Книга всегда изображается отрытой. Может также указывать на «профессиональную» принадлежность священника, т.к. памятник имеет вид церковного аналоя с лежащим на нем евангелием или учителя, писателя.

Например, памятник в виде плиты со скульптурным изображением раскрытой книги, установлен на надгробии писателя Н.Г. Помяловского в Санкт-Петербурге.

Памятник в виде раскрытой книге на Стрелецком кладбище

Тип памятника «плита» - самый древний из дошедших до наших дней. Известен на Руси еще в XIII веке. Имеет вид плоского вытянутого или прямоугольного камня с надписями и орнаментом. Распространен был повсеместно, используется и в настоящее время. Надписи в большинстве случаев вырубались в камне, украшения встречаются редко и они лаконичны.

Во второй половине XIX века появляются памятники в виде одноглавых или пятиглавых часовенок в русско-византийском стиле. Тип «часовня» - вертикальный памятник, который формой и декором стилизован под часовенный столб. Ребра граней такого памятника оформлены в виде колонн, а суженная верхушка заканчивалась крестом. Чаще всего для изготовления такого памятника брали мягкий известняк, но использовали и мрамор.

Памятник типа «часовня» Памятник типа «часовня»

Тип памятника «Жертвенник» (каменная тумба с фронтоном, увенчанным факелом, крестом) - типичный образец эпохи классицизма. Появился в начале XIX века, к середине века стал уже непопулярным. Этот вид надгробия имел сословную принадлежность и обычно устанавливался на могилах дворян. В это же время используются надгробия - колонны, перебитые кубом, перевернутые конусы. Памятник типа «аналой» представляет собой каменную тумбу со скошенной верхней поверхностью - стилизация под богослужебный столик-аналой, часто с ниспадающими складками пелены.

Памятник в форме конуса с квадратной плитой 1852 года находится во дворе краеведческого музея Памятник в форме конуса с квадратной плитой 1852 года находится во дворе краеведческого музея

Тип надгробия «саркофаг» впервые появился в петровское время в местностях, богатых белым камнем, просуществовал до начала ХХ века. В резном декоре подобных надгробий часто отражена растительная тематика совместно с изображением Голгофы или Адамовой головы. Этот тип надгробия был распространен, в основном, на могилах мещан и купцов. Саркофаги как вид надгробия сохраняются, но их форма упрощается по сравнению с прошлым веком. По воспоминанию старожилов, этот вид памятников также присутствовал на Стрелецком кладбище, но не сохранился.

Тип надгробия «стела» используется до сих пор. Представляет собой вытянутое вертикальное надгробие с гранями трапециевидной формы, где верхняя часть уже основания. Этот тип памятника имеет строгое очертание и лишен декора.

К сожалению, фамильные склепы не сохранились, но старожилы слободы помнят их существование еще в 60-е годы ХХ века. Так, недалеко от стены, примыкающей к храму, находился фамильный склеп купцов Лихушиных. Сейчас здесь сохранился только участок, на котором захоронены представители данной фамилии.

Похороны купчихи Лихушиной. Нач. ХХ в.

Памятники 70-х годов Памятники 70-х годов

Определенный интерес вызывают надписи на памятниках. Так, например, на одном из старинных надгробий можно прочитать: «Любейзнейшему, дорогому незабвенному родителю от любящих детей». Но большая часть надписей стерта.

Решением исполкома Старооскольского городского Совета депутатов трудящихся Белгородской области (Протокол № 14 от 7 сентября 1973 года) Стрелецкое кладбище было закрыто, хотя местные старожилы утверждают, что разрешение на захоронение родственников в отведенную ранее оградку разрешалось до 1978 года.

Проходя по тропинкам этого старого кладбища, невольно вспоминаешь строки из предсмертной оды Г.Р. Державина:

Река времен в своем теченье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей…

Ямское кладбище


Кладбище находится между улицами Фурманова и Порядковой. Почти квадратное в плане, без ограды, оно находится близ жилых домов. От ближайших дворов его отделяет стена деревьев и кустарника. Здесь нет определенного входа. Попасть можно с любой стороны, но почти сразу встает непроходимая зеленая стена. Ухоженные места выглядят островками. А ведь уход за могилами предков, могилами близких есть устойчивая потребность, сложившаяся христианская традиция.

Ямское кладбище

Как же решали проблему содержания кладбищ в старину?

По закону Российской империи кладбища были признаны состоящими в введении духовного начальства, на обязанностях коего и лежала забота о благоустройстве их и содержание в порядке. 13 марта 1896 года Святейший Синод определил и предписал духовенству:

«а) иметь тщательное наблюдение за тем, чтобы состоящие в его непосредственном ведение кладбища содержались в благоустроенном, опрятном и приличном виде, вполне соответствующем памяти в вере скончавшихся, прилагая к сему всяческие зависящие меры;

б) озаботится о безотлагательном приведение в порядок и благоустройство кладбищ, находящихся по каким-либо причинам в неудовлетворительном состоянии, т.е. об исправлении обвалившихся могил, починке старых и сооружении, где окажется нужным, новых оград, заборов и плетней, укрепление насыпей, а также насаждений, сообразно с местностью, возможно большего количества деревьев, которые, служа к внешнему благолепию кладбищ, являются, вместе с тем, как признано медицинскою наукою, лучшим средством для обезвреживания на кладбищах воздуха;

в) к покрытию расходов по производству таких работ приглашать частных лиц и городские и сельские общества, родственники и однообщественники коих почивают на кладбищах, побуждая их к сему пастырским увещанием и напоминая о лежащих на них нравственной обязанности заботиться о могилах близких им покойников, а где окажется возможность, уделять на сие также часть церковных или кладбищенских доходов».

После Октябрьской революции церковь была отделена от государства. 7 декабря 1918 года был принят Декрет СНК «О кладбищах и похоронах», после которого Православная Церковь и иные концессии были отстранены от похоронного дела. В 1920-х годах были утверждены «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ». Согласно этим нормам, кладбища не могли находиться рядом с общественными зданиями. Следуя этим нормам, было уничтожено большинство кладбищ, находящихся на территории бывших монастырей или около храмов.

Поэтому около старооскольских слободских храмов (кроме Троицкого) вблизи нет погостов. Все сохранившиеся кладбища, в основном, находятся в некотором отдалении от действующих церквей.

Решением исполкома Старооскольского городского Совета депутатов трудящихся Белгородской области (Протокол № 14 от 7 сентября 1973 года) Ямское кладбище было закрыто. С этого времени захоронения здесь не производились.

Ямское кладбище

Несмотря на внешнее запустение, то с одной, то с другой стороны можно увидеть протоптанные тропинки к ухоженным, обновленным могилкам.

Ямское кладбище

Например, сквозь стену зелени проложена тропа к памятнику, на котором закреплена фотография красивого молодого мужчины в военной форме танкиста, ушедшего из жизни в 1968 году…

Все - пепел, дым, и пыль, и прах,
Все - призрак, тень и приведенье...
Лишь у Тебя на Небесах,
Господь, и пристань, и спасенье!
Исчезнет все, что было плоть,
Величье наше будет тленье...
Прими усопшего, Господь,
В Твои блаженные селенья!

А.К. Толстой

Адрес: 309514, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Ленина, 50
Режим работы:
ВТ, СР, ЧТ, СБ, ВС с 10.00 до 18.00
ПТ с 10.00 до 14.00
Выходной - понедельник.
Тел.: Директор: +7(4725) 22-15-73
Общий: +7(4725) 22-45-41