Музей в Госкаталоге
Платные услуги


п/п
Наименование услуги Единица
измерения
Цена
(руб)
1 Посещение постоянной экспозиции музея
без экскурсии для школьников и студентов
1 чел. 100-00
2 Посещение постоянной экспозиции музея
c экскурсией для школьников и студентов
1 чел. 150-00
3 Посещение постоянной экспозиции музея
без экскурсии для взрослых
1 чел. 150-00
4 Посещение постоянной экспозиции музея
с экскурсией для взрослых
1 чел. 200-00
5 Посещение временной выставки из фондов
музея без экскурсии для школьников и
студентов
1 чел. 100-00
6 Посещение временной выставки из фондов
музея с экскурсией для школьников и
студентов
1 чел. 150-00
7 Посещение временной выставки из фондов
музея без экскурсии для взрослых
1 чел. 150-00
8 Посещение временной выставки из фондов
музея с экскурсией для взрослых
1 чел. 200-00
9 Организация выездных/пешеходных экскурсий
для школьников и студентов
1 чел. 200-00
10 Организация выездных/пешеходных экскурсий
для взрослых
1 чел. 250-00
11 Работа (изучение) с материалами архивного и
библиотечного фонда МБУК «СОКМ» для школьников и студентов
1 чел. 50-00
12 Работа (изучение) с материалами архивного и
библиотечного фонда МБУК «СОКМ» для взрослых
1 чел. 100-00
13 Фотосъемка, сканирование экспонатов, документов из
фондов МБУК «СОКМ»
1 единица
хранения
100-00
14 Проведение мастер-классов 1 чел 100-00
15 Проведение квестов, квизов и прочих интерактивных мероприятий 1 чел 100-00
16 Фотосессия в экспозиции музея
(с соблюдением требований светового режима и по предварительному согласованию)
1 час 1000-00
17 Аренда зала с оборудованием для проведения мероприятий
(до 30 человек по согласованию с учредителем)
1 час 1000-00

Экскурсионное обслуживание для групп от 5 человек (по запросу)



Перечень льгот

Перечень льгот в МБУК «Старооскольский краеведческий музей»
(Постановление глав Старооскольского городского округа от 04.06.2010 № 2095)

  • Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы музей посещают бесплатно;
  • Студенты, учащиеся, лица не достигшие 18 лет, многодетные семьи посещают музей бесплатно 1 раз в месяц (первая среда каждого месяца);
  • Ветераны Великой Отечественно войны, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, инвалиды 1 и 2 группы платят 50% стоимости услуги;
  • Многодетные семьи посещают музей бесплатно 1 раз в месяц (первая среда каждого месяца);
  • Дети-инвалиды семьи посещают музей бесплатно 1 раз в месяц (первая среда каждого месяца);
  • Школьники бесплатно посещают музей 1 сентября;
  • Дети дошкольного возраста посещают музей бесплатно.

Выездные экскурсии
Культура. Гранты России
Правила пожарной безопасности
Памятка по профилактике экстремизма
Календарь памятных дат военной истории россии
rprk_logo
Пушкинская карта
Даю согласие на обработку данных Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")

Запись на экскурсию

Гуменское кладбище

Это самое необычное кладбище в нашем городе расположено в центре микрорайона «Приборостроитель». Это часть кладбища слободы Гумны, оставшаяся после застройки юго-западного района города.

Гуменское кладбище

На этом участке сохранились захоронения с 1950 по 1973 годы. Кладбище чистое, светлое, огорожено металлической оградой. Редкие деревья и невысокая поросль отличают это место от близлежащих дворов.

Гуменское кладбище

Свободно расположенные могилы с надписями на памятниках и безымянные. Есть просто холмики, и просто следы от холмиков, безымянные кресты. А есть ухоженные могилки, за которыми, например, ухаживают с 1956 года и совсем новые памятники.

Гуменское кладбище Гуменское кладбище

Гуменское кладбище

Рядом расположены жилые дома. Они находятся так близко, что можно протянуть руку из окна первого этажа и коснуться ближайшей ограды.

Гуменское кладбище Гуменское кладбище

Местные жители привыкли и не чувствуют дискомфорта от соседства с погостом. И только человек, впервые попавший сюда, испытывает некоторую растерянность от такого явного контраста.

Гуменское кладбищеРядом играют дети, сидят на лавочках старики… Здесь не хочется анализировать и классифицировать - хочется думать о вечном. Если у вас депрессия, и одолевшие проблемы кажутся чрезмерными - приходите сюда.

Здесь, в окружение уютных дворов, в которых кипит жизнь, стоя рядом с погостом, можно почувствовать необыкновенно остро скоротечность бытия. Здесь вы обязательно узнаете что-то новое, настоящее о себе и о нашей жизни. Здесь уходит печаль и приходит понимание гармонии, мудрости и равновесия самой Жизни.

Старое еврейское кладбище

Еврейское кладбище находится на участке между улицей Ленина и улицей Долгих. Часть кладбища можно увидеть в конце огородов частных владений по улице Ленина.

Вид со стороны улицы Долгих

Кладбище возникло, предположительно, в конце XVIII века, когда было определено место недалеко от Верхней площади для городского кладбища. На отдельном участке, примыкающем к оврагу, хоронили религиозных евреев.

Последние захоронения датируются 50-ми годами ХХ века. В это время рядом отстраивались новые дома, обновлялись старые. За кладбищем продолжали ухаживать родственники погребенных, но новые захоронения уже не производились.

В конце 50-х годов на территории было около 50 захоронений с хорошо сохранившимися памятниками. В 1976 году при строительстве водопровода часть могил была разрушена. В 2000 году прокладывали новые трубы, во время работ также часть могил была разрушена. В настоящее время сохранилось 12 памятников, самые старые датируются концом XIX века, последние 50-ми годами ХХ века.

Согласно еврейской традиции, надгробный камень устанавливается в изголовье могилы. Этот обычай берет начало в глубокой древности. Это делается в знак уважения к покойному для того, чтобы его имя и место погребения не были забыты. На камне выбиваются надписи: имя умершего и даты жизни. Изображения человека или животного запрещены.

Надписи на надгробных памятниках Надписи на надгробных памятниках

Одна из местных жительниц помнит, как за некоторыми погребениями ухаживал до 1990 г. местный житель - Красовицкий. После его смерти кладбище никто не посещал. Жители близлежащих домов ухаживают за погребениями, но кладбище все равно заросло и уже трудно различимо среди деревьев и кустарника.

А.Б. Красовицкий - директор магазина №48 «Ткани» с продавщицами

На кладбище присутствуют несколько видов могильных памятников. Вертикально стоящие камни 4 видов (полукруглые невысокие, прямоугольные невысокие, вертикально стоящие с крышами, вертикально стоящие столбообразные без крыши).


Памятники более позднего периода, представляют собой лежащую плиту, поверх которой уложены и скреплены раствором кирпичи, сверху - цементная стяжка, образующая вид двускатной кровли, покрашенной краской синего цвета.

Иудейские похоронные обряды строятся на принципах уважительного отношения к телу умершего человека и с учетом эмоционального состояния близких. Как правило, умершего хоронят в день смерти или так быстро, насколько это возможно. Исключение составляют субботы и праздничные дни, когда похороны проводить запрещено. Тело покойного заворачивают в саван из белого льна и укладывают в обычный деревянный ящик - гроб, не имеющий никакой дополнительной отделки. Гроб закрывают, считая выставлять тело напоказ оскорбительным. Умершего ни на секунду не оставляют в одиночестве. Во время церемонии погребения читаются молитвы и псалмы. После краткой речи об усопшем, гроб опускается в могилу. После похорон для близких начинается шива - 7 дней глубокого траура. По возвращении с кладбища им подается трапеза сочувствия, которую готовят друзья или соседи. Во время шивы скорбящие не работают, не развлекаются, не выходят из дома, только молятся. В доме занавешиваются зеркала, зажигается свеча. На 7-й и на 30-й день у иудеев принято посещать могилу, читать там молитвы и псалмы. Цветы на кладбище приносить не принято. Памятник над могилой - мацейва ставится в любой день после окончание траура, но чаще через 30 дней или после 12 месяцев.

Старое городское (Ахтырское) кладбище

Кладбище расположено между улицей Ленина, Красноармейским переулком и территорией Медицинского колледжа.

6 января 1784 года Екатериной Великой был утвержден новый план города, с этого времени начинается полная перестройка города, выпрямляются улицы, дома выстраиваются по одной линии. В это же время было выделено и новое место под городское кладбище. Вскоре туда была перенесена деревянная соборная церковь и освящена во имя святых Гурия, Самона и Авива. В начале XIX века был заложен каменный храм, освященный в 1822 году во имя Ахтырской Божьей Матери.

Храм Ахтырской Божией Матери

Храм был построен простым крестом, имел один этаж, длину 32 м, высоту 30 м, ширину 21,5 м, стены были выложены сплошной кирпичной кладкой, кровля шатровая, покрыта железом и окрашена медянкой. Колокольня строилась вместе с храмом и имела семь колоколов. Шесть колоколов установлены со дня построения церкви, седьмой - большой - с 1860-го года с надписью: «Старанием церковнослужителей и церковного старосты Стефана Михайловича Коренева в Старом Осколе в кладбищенскую церковь. Весу 154 п. 15 ф». (2 т. 523 кг.).

В церкви имелось древнее напрестольное Евангелие 1644 года, отпечатанное во время царствования Михаила Федоровича. Евангелие это было подарено в церковь польским воеводой Насоном Погорским и его женой Пелагеей 22 декабря 1652 года от имени служителей церкви Пресвятой Богородицы города Киева. При храме имелись и местночтимые иконы: Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» и образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Кладбищенская церковь своего прихода не имела и содержалась за городской счет и за счет добровольных пожертвований.

Вход на кладбище. Часть старинных ворот

Священником Ахтырского храма с 1879 года был Михаил Рождественский. В 1902 году, как сообщала главная губернская газета, «пастырь заведовал Домом убежища для бедных и неспособных к труду. В этом заведении жили 14 человек». Михаил Рождественский был прекрасным педагогом, высококультурным и гуманным человеком. В Кладбищенской школе, которую он создал вместе с Городским головой Илларионом Илларионовичем Симоновым, священник бесплатно преподавал закон Божий. Его стараниями появилась прекрасная по тем временам школьная библиотека, где пастырь проводил религиозно-нравственные чтения. Из учеников был создан отличный хор, а поэтому Кладбищенская церковь была переполнена молящимися. При ней в образцовом порядке содержался сад.

Отец Михаил умер 22 июня 1903 года. В некрологе, опубликованном по этому поводу, писали: «Был светочем для страждущих и обремененных нуждами. Каждый убитый скорбью получал от него утешение и пастырское наставление, а материально нуждающиеся - помощь, которую, если она не изыскивалась на стороне, то доставал из своих средств. Немало слез было осушено его любовью, немало голодных было накормлено его трудом». За свою усердную службу отец Михаил не раз награждался духовным ведомством, имел орден святой Анны 3-й степени.

В 1922 году началась кампания по закрытию храмов и изъятию церковных ценностей. Из «Отчета Старооскольской комиссии по изъятию церковных ценностей» за 1922 год известно, что из Ахтырской церкви «было изъято 38 разных серебряных предметов; пять украшений с иконы со 180 бриллиантовыми камнями».

К осени 1936 года в Старом Осколе действовали четыре храма: Покровский, Казанско-Николаевский, Богоявленский соборный и кладбищенский Ахтырский.

Фрагмент скульптурного изображения Божией Матери – часть украшения колокола с колокольни Ахтырского храмаВ опустевшем кладбищенском Ахтырском храме доживала свои последние дни община раскольников-обновленцев во главе с протоиереем А. Житниковым. Осенью 1938 года группа верующих прихожан обратилась к органам местной власти с просьбой не закрывать Ахтырский храм и получила отказ: «для отправления культовых обрядов использовать действующую церковь в слободе Ездоцкой». Вскоре храм был превращен в зернохранилище, а незадолго до войны разрушен. Церковно-приходская школа просуществовала дольше. В здании школы были размещены для проживания несколько семей. Кладбище осталось без своего храма.

На территории кладбища обращает на себя внимание памятник Почетному гражданину Старого Оскола Симонову. Величественный памятник, сделанный на Урале из серого гранита в виде дуба с обрезанными ветками с эпитафией: «Подъ симъ памятникомъ покоятся тела рабовъ Божiихъ Почетного гражданина Иларiона Иларiоновича Симонова, умершаго въ 1900 году 69 лѣтъ, жены его Александры Дмитрiевной, умершей въ 1899 году 53 лѣтъ, матери жены его, Ольги Ивановной Демидовой, умершей въ 1899 году 74 лѣтъ.».

Памятник И.И. Симонову Памятник И.И. Симонову

Илларион Илларионович Симонов - старооскольский купец 2-й гильдии, городской голова и староста Ахтырской церкви с 1876 года. Благодаря церковному старосте Симонову в 1878 году весь храм был оштукатурен, а в 1886 году стены внутри отделаны под мрамор. В 1887 году стараниями того же Симонова поправлена ограда и устроены с южной стороны ворота. Он создал при Кладбищенской церкви огромный фруктовый сад, который служил любимым местом для прогулки горожан. В 1880 году по его инициативе и на его взносы строится двухэтажное каменное здание дома престарелых - Александровская богадельня (сегодня это старое здание медколледжа). На построение этого здания Симонов жертвует жалованье городского головы в размере 1200 рублей и председателя сиротского суда в размере 200 рублей в течение четырехлетнего пребывания на этом посту.

В 1889 году стараниями Иллариона Илларионовича и на его средства была открыта церковно-приходская школа. На свои личные сбережения купец приобрел учебники, мебель и выплачивал жалование учителю.

Будучи городским головой, Илларион Илларионович построил удобное каменное здание для городского трехклассного училища. Он обращал внимание на благоустройство города. В 1884 году по его инициативе построен пожарный каменный резервуар для воды, набережная на реке Осколец, на Верхней площади вырыт колодезь глубиной 47 саженей.

За постоянные заботы о поддержании храма он был Высочайше награжден большими золотыми медалями: на Станиславской (1883 год), Анненской (1886 год) и Владимирской лентах (1890 год) с надписью «За усердие». За большой вклад в развитие Старого Оскола был удостоен звания Почетного гражданина города.

В годы Великой Отечественной войны городскому кладбищу была отведена своя роль. В период оборонительных боев в сентябре 1941 года на пустыре между кладбищем и пожарной частью была установлена зенитная батарея, которая уже в 1941 году обстреливала немецкие самолеты.

Кладбищенская стена входила в систему укрепления и обороны города - в ней были устроены дзоты.

Стена кладбища

Перезахоронение павших в братскую могилу на городском кладбище. 1943 г. Обелиск, установленный на братской могиле (не сохранился) Перезахоронение павших в братскую могилу на городском кладбище. 1943 г. Обелиск, установленный на братской могиле (не сохранился)

На территории кладбища хоронили умерших от ран в госпиталях в течение всего периода войны. Есть захоронения 1942 - 1943 годов. В районе восточной стены были массовые захоронения этого периода.

В 1943 году в центре кладбища был установлен обелиск в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.

В 1959 году была создана братская могила №1 по решению местных органов власти (Решение облисполкома от 29.09.83г № 373). Здесь захоронен 441 человек, имена 290 человек установлены. Сюда были перезахоронены советские воины, павшие в боях под Старым Осколом. В могилу были перенесены также останки бойцов с Советской (Нижней) площади города. В том же году рядом с братской могилой был торжественно открыт памятник. В 1980 году он был реконструирован. На бетонном постаменте сооружен еще один из мрамора, на котором две фигуры - воина и партизанки с автоматами на фоне боевого знамени. На стене из красного кирпича надписи: «Здесь похоронены воины Советской Армии, погибшие в боях за Родину в Великой Отечественной войне. Вечная слава героям!». «Беспредельно ваше мужество. Память о вас вечна».

Здесь же покоится прах Героев Советского Союза В.Н. Калачева, М.С.Токарева, И.И.Руденко, а также 13 воинов-бронебойщиков, погибших у разъезда с. Набокино.

Братская могила № 1

В настоящее время городское кладбище остается местом сохранения памяти горожан, а также источником информации по развитию традиционной обрядовой культуры.

Отдельно можно сказать о видах и типах надгробных памятников.

Памятники различаются по материалу, из которого они изготовлены. Можно увидеть памятники из дерева, камня (гранита, мрамора, известняка), железа, бронзы, бетона, каменной крошки. По форме и виду можно выделить типовые, характерные для разных эпох, и индивидуальные памятники:

- Старинные памятники XIX века типовые в виде стилизованных часовенок, индивидуальные, выполненные в единственном экземпляре. Сохранились только каменные памятники этого периода.

Старинные памятники XIX века Старинные памятники XIX века
Старинные памятники XIX века Старинные памятники XIX века

- Памятники 50-70 гг. в форме пирамиды - обелиски со ступенчатыми основаниями со звездой на верхушке, реже - с крестом. Такие памятники, чаще всего металлические, окрашенные или оцинкованные, но встречаются и бетонные.

Памятники 50-70 гг. в форме пирамиды Памятники 50-70 гг. в форме пирамиды

- Памятники 80-х гг. в форме прямых или усеченных прямоугольников

-Кресты металлические разных форм с ажурными средокрестиями и рукавами. Кресты устанавливались во все периоды, отличаются только деталями оформления.

Кресты металлические Кресты металлические

Интересно, что только в советское время утвердился обычай помещать на надгробие изображение (портрет, фото) умершего. И именно здесь мы можем увидеть самые старые портреты на надгробиях.

- Памятники из песчаника и мрамора различной формы 2000-х годов. Эти памятники заменили старые. Как правило, это типовые стелы с фотографиями и надписями.



Памятники из песчаника и мрамора различной формы 2000-х годов Памятники из песчаника и мрамора различной формы 2000-х годов

Решением исполкома Старооскольского городского Совета депутатов трудящихся Белгородской области (Протокол № 8 от 9 апреля 1970 года) вначале было запрещено движение похоронных процессий по улице Ленина.

Решением исполкома Старооскольского городского Совета депутатов трудящихся Белгородской области (Протокол № 14 от 7 сентября 1973 года) городское кладбище было закрыто. Однако многие горожане по-прежнему приходят сюда, ухаживая за могилами своих близких.

Похороны купца Порфирия Михайловича Лавринова. 1917 г.

Ямская слобода

Основана слобода в 1600 году, когда воевода Богдан Сабуров определил добровольно прибывших служилых людей в пригороде Оскола на бывших землях станичных вожжей. Данная категория оскольского служилого люда заключала с правительством договор на длительный срок по перевозке государственных грузов и почты, имея все необходимое для «гоньбы» (быстрой езды) - лошадей, подводы, упряжь. Располагались дворы «ямских охотников» за протоком речки Осколец у южной окраины города. Изначально в Ямской слободе было 19 дворов и столько же ямщиков. Под пашню определены были земли в междуречье Оскола и Оскольца к Ублинскому лесу. Другой участок располагался за речкой Чуфичкой в районе современного заповедника «Ямская степь». Административным центром в слободе был ямской двор совместно с проезжим и стоялым двором. В ямской избе приказчик и староста ведал всеми делами: судили, принимали челобитные, выписывали подорожные грамоты, хранили записные книги и ямскую казну. Численность ямщиков почти все столетие редко превышала 20 человек. Только с 70-х годов она выросла до 50-ти. С конца XVII столетия и особенно XVIII в. численность ямщиков начала стремительно возрастать. Старооскольские ямщики обеспечивали почтовый тракт между Осколом и Валуйками, хотя вначале и осуществлялись перевозки до Ливен. Почтовый тракт проходил из Москы через Тулу, Ливны, Оскол, Валуйки. Отправляясь на службу по казенной надобности, ямщики всегда были вооружены пищалью, а в смутное время грузы сопровождали вооруженные всадники и стрельцы.

Вид на город со стороны слободы Ямской

Все, что осталось от кирпичного завода купца РощупкинаВ конце ХIХ века в слободе Ямской было 466 дворов, кирпичная церковь, мужская кирпичная и женская деревянная школы. Кирпичный завод купца Рощупкина, мельница Т. Кондратьева, 4 кузницы, 2 маслобойных завода, 5 лавок, 1 винная лавка. При слободе было также 2 пасеки крестьянина Алексея Малявина и Михаила Сойменова. Несколько кустарей занимались кожевенным промыслом. Были в слободе две земские школы - кирпичная мужская и деревянная женская.

Один из известных уроженцев слободы - Иван Михайлович Ампилов. Родился он в 1873 году в большой крестьянской семье, в которой было девять детей. Мальчик учился в церковно-приходской школе, а с 17 лет стал петь в церковном хоре в слободе Алексеевке. По предложению хорового дирижера Славянского, который случайно услышал пение Ивана, юноша отправился с ним в Петербург.

Там он учился в консерватории, и после завершения учебы был принят в труппу знаменитого Мариинского театра. Молодой певец исполнял сольные партии в операх «Демон» Рубинштейна, «Алеко» Рахманинова, пел Мефистофеля в «Фаусте», Мельника в «Русалке». Ампилов был хорошим педагогом, занимался с начинающими певцами и даже написал книгу «Пособие по вокалу». В летнее время Иван Михайлович любил приезжать на родину, часто с группой певцов, где давал концерты в Коммерческом саду. К сожалению, жизнь артиста была недолгой, и в возрасте 35 лет он скончался во время репетиции.

Иван Михайлович Ампилов с семьей. Нач. ХХ в. Главной достопримечательностью слободы является храм Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Построен храм в 1805 году на средства прихожан на месте старой деревянной церкви. Первоначальная конструкция храма характерна для русской церковной архитектуры конца XVIII века. В плане церковь была построена в виде корабля. Престол был освящён в честь Воздвижения Креста Господня. Спустя 40 лет к зданию были пристроены приделы: северный освящён святителю Митрофану, епископу Воронежскому, а южный - в честь иконы Божией Материм «Живоносный Источник». С пристройкой к храму двух приделов он получил форму разностороннего креста. В одно время с храмом, в 1805 году построена колокольня пирамидальной формы. Она сооружена из кирпича в три яруса, без шпиля, с одной главою. На колокольне были установлены 6 колоколов. На двух больших колоколах одинаковая надпись: «Вылит сей колокол въ городъ Старый Осколъ в слободу Ямскую въ Крестовоздвиженскую церковъ старанием церковнослужителей, усердием прихожан в заводе Воронежского купца 2-й гильдии Григория Дмитриевича Самохвалова. 1860 г. февраля 20 дне».

Стены храма кирпичные, внутренне убранство относится к концу ХIХ века. Сюжеты стенописи посвящены жизни Христа. В парусах изображены фигуры евангелистов, в простенках барабана - фигуры святых апостолов. В храме находится старинная икона Фотинии Самарянки. В 1871 году прихожане получили драгоценный дар от афонских монахов - икону святого великомученика и целителя Пантелеймона и образ Матери Божией Иверской. Обе иконы афонского письма - это один из интереснейших стилей русской иконографии.

Храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в слободе Ямской

Слобода раскинулась по правому берегу Оскола и Оскольца. Именно здесь, в слободе Ямской, в тиши деревьев и зарослей Осколец впадает в Оскол.

Река Оскол в слободе Ямской
Впадение Оскольца в Оскол

Жестокие бои шли в районе слободы во время Воронежско-Касторненской операции, в ходе которой наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. 25 января частям 340 сд. было приказано наступать с северо-востока на Старый Оскол. Полки этой дивизии двигались в направлении на слободу Ямскую. Однако, благодаря преимуществу противника в огневых средствах и наличию прочных высоких рубежей, атаки города в течение 25-29 января успехом не увенчались. Одновременно части 340-й сд. подвергались бомбежке с воздуха. Дивизия стала нести большие потери, и 29 января получила приказ оставить блокаду Старого Оскола и продолжать наступление по курсу Верхне-Атаманское, Богословка, Кощеево, к 7 февраля выйти к Белгороду. В районе слободы погибли сотни солдат и офицеров 340-й дивизии.


Командир 340-й стрелковой дивизии, Герой Советского Союза генерал-майор Саркис Согомонович Мартиросян.

Генерал-майор Саркис Согомонович МартиросянНа фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командовал с 21 сентября по 1 июля 1943 года 340-й стрелковой Сумско-Киевской Краснознаменной дивизией, корпусом на Южном, Западном, Брянском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Принимал участие в оборонительных боях первого периода войны на Западной Украине, в битве под Москвой, в Осторогожско-Россошанской операции, в Курской битве, в освобождении Украины, Ясско-Кишиневской, Берлинской и Пражской операциях.

В слободе Ямской есть улицы названные в честь героев войны. Главная улица слободы (бывший почтовый тракт) увековечивает память о Герое Советского Союза генерале Николае Федоровиче Ватутине. Одна из самых длинных улиц слободы носит имя летчика Деревянова. Михаил Степанович Деревянов командовал 17-ым истребительным авиационным полком в звании подполковника. Погиб 17 февраля 1942 года, защищая Старый Оскол. Одна из улиц носит имя героя войны, самого молодого генерала, дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского. Есть улица Карбышева Генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев стал символом несгибаемой воли и стойкости. Погиб 18 февраля 1945 года в лагере смерти Маутхаузен.

Улицы слободы Ямской готовы поделиться своими историями с нами.

Слобода Ямская в 60-е гг. ХХ в. Крестовоздвиженский храм в 60-е гг. ХХ в.
Слобода Ямская Слобода Ямская
Слобода Ямская
Слобода Ямская

Стрелецкая слобода

Название свое слобода получила по роду службы категории оскольских воинов - стрельцов. Основная воинская обязанность стрельцов - несение городской караульной службы, оборона города в случае нападения противника. Возглавлял данную категорию служилых людей сотенный голова из детей боярских.

Стрельцы входили в категорию служилых людей по прибору и несли пешую службу. В России стрелецкое войско на протяжении почти всего XVII столетия являлось основным воинским формированием. Вооружены они были огнестрельным оружием - пищалями и постоянно совершенствовали навыки владения им. В оскольской крепости они, в основном, несли караульную службу, привлекались к сопровождению государственных грузов, казны. Располагались слободские дворы в пределах крепостных сооружений на восточной стороне Большого острога. Наделялись стрельцы землей в юго-восточном пригороде. В Большом остроге числилось 96 стрелецких дворов.

Слобода Стрелецкая

В 1612 году в слободе был основан мужской монастырь Троицкий - Тюляфтина пустынь. Монастырь имел храм Живоначальной Троицы и церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм. На монастырской земле были поселены малороссияне, которые обрабатывали землю, занимались ремеслами и торговлей. Небольшое хозяйство было и в самом монастыре: огород, конюшня с 4 лошадьми, коровы, амбар с ледником и сараем.

В 1623 году монастырь был закрыт, а монахи переселены в Валуйки. Однако, учтя прошение оскольчан, обратившихся с просьбой вернуть монастырь на прежнее место, через год монастырь вновь стал действующим. Окончательно он был упразднён Екатериной Великой в 1764 году.

Построенный на территории монастыря в 1730 году каменный храм является самым древним храмом города. Приход церкви составляли слободы: Троицкая, Пушкарская, Стрелецкая.

Престолов в храме три: главный - во имя Животворящей Троицы, с правой стороны от главного алтаря - в честь Казанской иконы Божией Матери, с левой стороны от главного алтаря - в честь Николая Чудотворца. Церковь расположена на пересечении улиц Большевистская и Колхозная, с востока к ней примыкает небольшое старинное кладбище, закрытое в 1978 году. Стены храма кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета. Тип храма - восьмерик на четверике, окружённый приделами и тремя полуциркульными апсидами.

Предположительно в первой половине XIX века была построена часовня Свято-Троицкой церкви. В 1994 году часовня была отремонтирована на средства прихода. При церкви действовала церковно-приходская школа, которая после 1917 года наряду с другими учебными заведениями была упразднена.

В 30-е годы церковь пережила страшный удар - 22 декабря 1937 года был арестован отец Леонид Духовский. Он был приговорён к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества. 15 августа 1989 года областной прокуратурой отец Леонид был реабилитирован. В годы Великой Отечественной войны храм не закрывался.

Вид на Старый Оскол со стороны слободы Стрелецкой

В XIX веке в слободе было 2 кожевенных завода купцов Ильниковых Стояли они на берегу Оскола, т.к. выделка кожи требовала использование большого количества воды. Слобода огибает высокий мыс правого берега реки Оскол. И сегодня огороды некоторых домовладений упираются в меловой склон. Здесь часто находят небольшие предметы и керамику XVI - XVII веков, смытую с холма дождями.

Наконечник копья Пуговица

Названия некоторых улиц слободы отражают географическое положение ландшафтные особенности. Так, улица Островная, по словам старожилов, часто затапливалась, превращаясь в остров. Восточная, Южная и Западные улицы определяют их направление. Улица Круговая говорит сама за себя - она, действительно, круговая. Одна из улиц, идущая вдоль правого берега Оскола носит имя героя войны В.Н. Калачева.

Улица Калачева - одна из самых необычных улиц города.

Здесь видишь снизу высокий (около 40 м.) мыс правого берега реки Оскол на котором и была основана крепость Оскол.

Улица Калачева
Улица Калачева

Калачев Владимир Николаевич родился 10 августа 1910 года в деревне Гора ныне Кирилловского района Вологодской области в семье учителя. С 1924 года жил в Ленинграде. Окончив 7 классов, работал на заводе «Красный путиловец». В Красную Армию призван в 1932 году. В 1934 году окончил школу военных летчиков.

Участник боев с японскими милитаристами у реки Халхин-Гол в 1939 году. Комиссар 22-го истребительно-авиационного полка (истребительный авиационная бригада, 1-я армейская группа) батальонный комиссар Калачев в 9 воздушных боях сбил 2 японских истребителя. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 августа 1939 года.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был комиссаром 35-го истребительно-авиационного полка, инспектором по технике пилотирования 72-й авиационной дивизии, командиром 15-го истребительного авиационного полка 278-й истребительно-авиационной дивизии. В.Н. Калачев награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, орденом Красной Звезды Монгольской Народной Республики.

Майор В.Н. Калачев погиб в воздушном бою над Старым Осколом 28 июня 1942 года. Похоронен в городе Старый Оскол (братская могила № 1).

Майор В.Н. Калачев В.Н. Калачев

Сегодня в слободе Стрелецкой можно увидеть еще и такую красоту:

Пушкарская слобода

Рядом со слободой стрельцов в Большом остроге располагались дворы пушкарей и затинщиков. Данная категория служилых людей по прибору обслуживала крепостную артиллерию. Деление на пушкарей и затинщиков определялось калибром орудий. У каждого в крепости на случай осады было установлено определенное место, сектор обстрела и количество боеприпасов. Пушкари получили земельные наделы на востоке от города, рядом со стрельцами.

По списку Дозорной книги в Осколе числилось 30 дворов пушкарей и 20 дворов затинщиков. Среди служилых людей были кузнец, токарь, калачник и гончар. Земельное угодье было выделено вниз по течению Оскола до устья реки Убли.

В слободе Пушкарской в начале XVIII века работал литейный двор, где отливали корабельные пушки и сплавляли их по реке в Воронеж.

Пригородная слобода находилась при почтовой дороге в Воронеж и реке Оскол - 428 дворов, 2318 человек, кирпичная и деревянная часовни, земская школа на квартирах, 2 маслобойных завода, завод, вырабатывающий мельничный кирпич, 6 черных лавок, 6 кузниц, ветряная мельница, трактир, водяная мельница при реке Оскол.

В XIX веке в слободе самые крупные дома выстроились вдоль главного тракта (совр. ул. Прядченко). Работали маслозавод купцов Лихушиных, кузницы, торговые лавки. Была своя земская школа.

Маслозавод купцов Лихушиных


Один из знаменитых уроженцев слободы - Анпилов Анатолий Андреевич (07.11.1914 - 26.08.1994), генерал-майор, Герой Советского Союза. Родился 7 ноября 1914 года в семье рабочего. Окончил один курс Воронежского коммунально-строительного техникума. В 1933 году был призван в Красную Армию. В 1936 окончил Сталинградскую военную школу летчиков. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Был награжден орденом Красного Знамени. В июне 1941 года - январе 1942 года - заместитель командира эскадрильи 506-го бомбардировочного авиационного полка (Юго-Западный фронт), в январе - августе 1942 года - заместитель командира и командир авиаэскадрильи 99-го бомбардировочного авиационного полка (Юго - Западный и Сталинградский фронты), в октябре 1942 - сентябре 1944 года - командир эскадрильи 779-го бомбардировочного авиационного полка (Центральный и 1-й Белорусский фронты). Решительный и бесстрашный летчик, капитан Анпилов обладал отличной техникой пилотирования. Его по праву считали одним из асов советской фронтовой авиации. Командир эскадрильи Анатолий Андреевич Анпилов совершил 185 боевых вылетов и нанес врагу большие потери в живой силе и технике.

Анатолий Андреевич Анпилов Анатолий Андреевич Анпилов

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года командиру эскадрильи 779-го бомбардировочного авиационного Калинковичского полка капитану Анпилову Анатолию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден также тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Александра Невского и многими медалями.

После войны Анпилов А.А. окончил Краснознаменную Военно-воздушную Академию. В январе 1971 года генерал-майор авиации Анпилов вышел в запас. Ушел из жизни в 1994 году.

Одна из старейших слободских улиц – улица Бугорок Одна из старейших слободских улиц – улица Бугорок

Ламская слобода

Первое упоминание о слободе встречается в архивных документах за 1636 год. Происхождение названия связано с древнеславянским понятием «лам», что означало низменное место, пойменный луг. На этом месте находились земли разных категорий служилых людей и земли городских священников.

Ламская слобода расположена на левом берегу реки Оскол. Для жителей слободы река - это не просто объект природы, это - образ жизни. Неслучайно на открытках 1905 года с видами города и пригорода Старого Оскола в слободе Ламской запечатлели купающихся детей.

И в XIX и в XX веке в реке купались, ловили рыбу, катались на лодках, здесь гуляли, работали и отдыхали. Иногда река стремительно разливалась, затапливая улицы, хотя слободу Ламскую затапливало не так сильно, как Ездоцкую и Гумны, но все же иногда жители могли передвигаться только на лодках.

Слобода Ламская в XIX веке - пригородное поселение при железной дороге и реке Оскол - 153 двора, 941 житель, приходская школа на квартирах, хлебозапасный магазин, шорное заведение, лавка. В районе слободы располагались небольшие поселения. Куколка - поселение при железной дороге - 14 дворов, 82 жителя. Кондауровка - усадьба, Сычевское - усадьба, Тарасовское - усадьба, Гранкин - усадьба. Гончаровское поселение, Божинов - хутор в урочище Отхожие Сенные Покосы - 2 двора.

Бывшая земская школа слободы Ламской

В Ламской сохранилось много старинных домов, выстроенных из местного красного кирпича. Некоторые из них - настоящие шедевры - образцы провинциального зодчества эпохи модерна.

Еще один важный объект для слободы (и всего города) - это железнодорожный вокзал.

Развитие экономики и торговли требовало расширения сети путей сообщения. Удаленность Старого Оскола от железной дороги (ближайшая Курско-Харьково-Азовская железная дорога находилась в 75 верстах) тормозила развитие города. Оставаясь в стороне от основных путей сообщения, Старый Оскол начал превращаться в типичное «захудалое местечко». В конце XIX века проблема постройки железной дороги, соединившей город с основными экономическими центрами России, встала наиболее остро.

В Городской Думе несколько раз (в 1886, 1888 и 1890 годах) поднимался вопрос о проведении Елецко-Донецкой железной дороги через Старый Оскол. Однако при строительстве железных дорог в России в первую очередь учитывались не экономические, а стратегические интересы страны, и на запросы Старооскольской Думы Министерство путей сообщения неизменно отвечало отказом.

В 1891 году постановлением Старооскольского земского собрания было вновь возбуждено ходатайство перед правительством о постройке за казенный счет Елецко-Старооскольской железнодорожной ветки. Последовал отказ. В 1893 году - новое предложение: проложить железнодорожную ветку от Старого Оскола до станции Солнцево Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Наконец, в 1894 году был рассмотрен и одобрен план строительства железной дороги Елец-Валуйки через Старый Оскол. В этом же году строительство было начато, а закончено в 1897 году.

Железнодорожный вокзал. Нач. ХХ в.


На всем своем протяжении железнодорожный путь до Валуек идет параллельно течению реки Оскол (по левой его стороне). Наиболее крупные станции на пути следования: Голофеевка, Волоконовка, Чернянка, Новый Оскол. Открытие железнодорожного сообщения способствовало дальнейшему развитию торговли и промышленности города. К началу ХХ века станция Старый Оскол стала одной из наиболее крупных железнодорожных станций на данном отрезке пути. Ежегодно здесь грузилось дл 570 000 пудов различных грузов. В 1915 г. на станции грузилось уже до 2 млн. пудов грузов, главным образом хлеба.

Железнодорожный вокзал стал центром района на многие годы. Здесь даже улицы названы соответственно: Транспортная, Вагонная, Привокзальная, Железнодорожный переулок.

На вокзале жизнь всегда кипела ключом. Сюда приезжали люди из сел и продавали прямо на перроне разную продукцию, устраивая мини-рынок. Большой удачей считалось получить работу на железной дороге. Это было престижно, и здесь хорошо зарабатывали. Железнодорожники в начале ХХ века были самой активной частью рабочих. Именно здесь возникали стачки и волнения в годы революции. Еще слобода славилась мастеровыми людьми. Здесь жили великолепные резчики по дереву.

Памятник установлен в честь 100-летия локомотивного депо 1896 – 1996

В годы Великой Отечественной войны железнодорожный узел приобрел стратегическое значение. В 1941 году Старооскольский район был определен командованием, как территория переформирования частей, понесших значительные потери в боях. Старый Оскол оказался перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Через город и район прошло тысячи беженцев, получавшие здесь отдых, ночлег, питание. На запад шли эшелоны с войсками, техникой и боеприпасами. Многие областные организации были эвакуированы в Старый Оскол. Железнодорожники приложили немало усилий для эвакуации в глубокий тыл заводского и фабричного оборудования и граждан. При паровозном депо было организовано изготовление бомбодержателей и некоторых запасных частей для оружия. Сотни железнодорожников встали на защиту Родины, многие удостоены высоких правительственных наград.

В период временной оккупации гитлеровцы нанесли серьезный урон железнодорожному узлу. Разрушены были больница, родильный дом, детский садик и детские ясли, магазины, пекарня, столовая. Уничтожен жилищный фонд. Частично разрушены паровозное депо, эстакада и складские помещения. В железнодорожном клубе забивали скот. Претерпели разрушение дороги и искусственные сооружения. Материальный ущерб по железнодорожному узлу составил 11 миллионов 83 тысячи рублей в старом исчислении. После освобождения города железнодорожный узел восстановили в первую очередь.

С 1964 года паровозное депо перешло на локомотивную тягу - тепловозы. 30 декабря 2002 года на старооскольском железнодорожном узле открылся электрифицированный железнодорожный участок Старый Оскол - Котел. Здесь было электрифицировано 300 километров железнодорожного пути. На этом участке трудились строители Балтийской кампании «Юг». Многие из них бывшие строители БАМа.

В советское время здесь сформировался свой культурный и торговый центр. Клуб железнодорожников, парк, ресторан, кафе, магазины, школа, поликлиника, кинотеатр. Здесь всегда была особая атмосфера. Слобода Ламская и сейчас привлекает старинными улочками и домами, особым настроением, возникающим при виде поездов и нескончаемых рельсов. Железная дорога - это всегда особый мир.

Казацкая слобода

Казаки - категория служилых людей, выполнявших довольно широкий спектр государевой службы: сторожевая, посольская, караульная, передача срочных сообщений, сопровождение грузов. Оскольские казаки набирались на службу по найму, получая земельное и денежное жалование. Казаки получили землю в северо-западной части от крепости, куда и переселились после разорения города в 1616 году. Располагалась слобода «на посаде в большом остроге» в северо-западной части города, где были устроены дворы служилых казаков приказа Богдана Решетова.

В Оскольской дозорной книге 1615 года числился 161 казачий двор, в которых проживало 189 лиц мужского пола. Среди казаков 2 занимались кузнечным делом по одному чеботарю и масленщику и шесть человек промышляли гончарным делом. Служилые казаки владели земельными наделами, но выделялась земля на всю слободу. Земельные владения Казачей слободы располагались за речкой Осколец и до верховья речки Чуфичевка (Чуфичка).

Жилые и хозяйственные постройки слободы располагались за пределами крепости в районе реки Оскол на востоке от города. Данная категория служилых людей выполняла воинские обязанности по найму и освобождалась от податей государству, а отсюда и термин «беломестные». Прибыли они с южных окраин России из пограничного района по реке Терек для выполнения конкретной казачьей службы, определенной регламентом Разрядного приказа. Пашни казаков располагались за рекой Оскол, часть земельных угодий находилась на границе уезда за рекой Холок в селе Голубино.

Слобода Казацкая

В голодные годы 1601-1602 г. в Казацкой слободе находили приют бунтовские отряды крестьян, и, несмотря на неоднократные подавления бунтов, ещё в 1616 году воевода Фёдор Соковский писал: «Казаков в числе 275 есть, голова их Решетов. Буйство тайное есть».

Выполняя воинские обязанности, несли казаки также городовую службу. Охрана города и административных зданий осуществлялась круглосуточно, согласно росписи. Кроме того, казаки дежурили на дорогах при въезде в город, образуя тем самым заставы. Особо строго следили за въездом в пределы слобод и городской черты во время эпидемии - морового поветрия. В этом случае выставляли заставы по всему уезду, особо сосредотачивая внимание на перевозах и мостах.

Казаки привлекались к охране Холковского монастыря по просьбе отца Вансонофия, а также к охране Святогорского монастыря на Дону (Дивногорье). Несли сторожевую и караульную службу во вновь построенных городах Яблонове, Царёв-Алексееве, Усерде, Карпове, сопровождали казну, пленников и гонцов в Москву, Ливны, Воронеж и другие центральные и южные города.

Летом 1695 года староскольские казаки в составе русского войска участвовали в осаде турецких городов возле крепости Очаков в низовьях Днепра. В 1696 году в Воронеж для строительства флота собрали людей ближайших городов. Для несения городовой охранной службы разрешено было оставить в Старом Осколе 15 человек, а все остальные солдаты и дети боярские - 1225 человек - направились в Воронеж со своим инструментом, провиантом и материалами. После постройки флота оскольские казаки вместе со всем войском весной 1696 года приняли участие в походе и взятии крепости Азов.

Жизнь казаков сводилась не только к несению сторожевой службы, занимались они и хозяйственной деятельностью. В начале XVII века в слободе развивалось пчеловодство, огородничество, скотоводство. Из сельскохозяйственных культур сеяли рожь, овёс, ячмень, гречиху, просо, коноплю. Орудия труда - соха с палицами, сошники, деревянная борона. Урожаи сельскохозяйственных культур были невысоки.

Как только Старый Оскол потерял военное значение, охранные обязанности казачан упразднились. К концу XVII века категория воинской казачьей службы была прекращена и большинство из них перешли в разряд государственных крестьян и ремесленников. Постепенно в слободе Казацкой стал развиваться гончарный промысел, который сохранялся до середины ХХ века. Федоровы, Сергеевы, Гончаровы, Прокофьевы, Ивановы - древнейшие фамилии жителей слободы Казацкой.

По данным 1887 года, в Старооскольском уезде работало 172 гончара. Из них в слободе Казацкой - 40 мастеров».

В пореформенный период, в условиях быстро развивающихся товарно-денежных отношений, происходит расслоение кустарей, укрупнение промышленных заведений, их перерастание в мануфактурное и машинное производство.

В официальной статистике промышленные предприятия именовались заводами, хотя многие из них, по существу, были мастерскими ремесленного типа. В конце XIX века в Казацкой слободе были следующие предприятия:

- Крахмальный завод Юракова Ф.Г.
- Чугунно-литейный завод Дьякова А.А.
- Известково-кирпичный завод Полевских Д.И.
- Крупорушка механизированная Хайменова С.В.
- Мельница с нефтяным двигателем Анпилова М.С.
- Мельница водяная братьев Котенёвых

В слободе было 6 кузниц, которые держали Ефанов Иван Ефимович, Шопин Дмитрий Филиппович, Дураков Фёдор Михайлович, Шопин Григорий Николаевич и его дядя.

Располагались кузницы преимущественно вблизи шляховой дороги (ныне улица Ленина), чтобы проезжий народ мог пользоваться их услугами: ремонтом телег, сбруи и т.д. Кроме промышленных предприятий в Казацкой слободе было несколько торговых лавок: 3 черно-бакалейных лавки Хайменова С.В., Некрасова П.П., Сафонова Н.В.; 3 лавки скупки у крестьян зерна, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов Юракова Ф.Г., Юракова Г.Г., Моралёва М.Д. и казённая (государственная) винная лавка.

Церковь в слободе начали строить в 1870 году на средства прихожан. Главным мастером был крестьянин Сергей Ефимович Симонов. Каменную церковь начали строить на отдельном погосте, на горе. Здание выложили сплошной кладкой из обожжённого кирпича. Крыша дуговая, на все скаты железная, окрашена краской. Над сводами фонарь с пролётами. Кресты на главах медные, четырёхконечные, без цепей. Окна продолговатые, вверху полукруглые с кирпичными наличниками.

Решётки образуют небольшие четырёхугольники, а в середине - кресты. Дверей три - западная, северная, южная. Все они деревянные, обшиты кубовым железом, окрашены медянкою. Паперть с одной стороны. Внутри церковь крестообразная. Алтарь отделяется каменной стеной с пролетами. Пол в храме и притворе сосновый, а в алтарях - дубовый паркетный. Иконостас резной из дерева, вызолоченный в 3 яруса. Резьба на царских воротах как на иконостасе.

Колокольня с 8 колоколами построена одновременно с церковью. Престолов в храме три. Главный - в честь Вознесения Господня.

На церковном усадебном месте на средства прихожан выстроены три одноэтажных дома. Два из них каменные, отделаны для священников и псаломщика, а деревянный - для дьякона. По приговору прихожан, дома для священнослужителей должны быть вечно церковными.

После освещения храма Вознесения (1 мая 1882 года) при церкви начинается строительство школы.

В 1892 году была открыта Казацкая церковно-приходская школа. Главное место в обучении отводилось Закону Божьему, церковно-славянскому чтению, церковному пению. Казацкая школа была рассчитана на двухгодичный срок обучения. За содержание родители платили «доброхотные пожертвования». Кроме обучения в школе, дети должны были посещать церковь в сопровождении учителей.

Кроме этой школы, в Казацкой слободе, по данным на 1894 год, было ещё две земских школы: мужская (105 человек) и женская (75 человек).

Здание бывшей земской школы (также бывшая школа № 10)

В годы Великой Отечественной войны в здании школы находилась немецкая комендатура. На Казацких буграх фашисты расстреливали подпольщиков, их помощников, коммунистов, депутатов сельского и городского Советов, евреев, цыган.

15 февраля 1943 года председателем Казацкого сельсовета С.И. Богдановым, председателем колхоза П.В. Гальцовым и секретарём М.А. Волобуевым составлен акт, в котором пофамильно перечислялись имена солдат и офицеров, погибших в боях 26 января 1943 года в слободе Казацкой. Этот список включал 282 человека, которые были похоронены в братской могиле, находившейся около правления колхоза. В мае 1978 года останки воинов были перенесены в общую братскую могилу у Атаманского леса. Занимались этим члены клуба «Поиск» во главе с Э.И. Григорьевым.

Памятный знак в слободе Казацкой Памятный знак в слободе Казацкой

В 1950 году правительство приняло решение об укреплении колхозов путём их объединения. К колхозу имени Молотова, расположенному в Казацкой слободе, присоединили Ездоцкий колхоз «Мировая революция» и «Пахарь» Стойленского сельского совета. Объединённое хозяйство получило название «Знамя революции». В 1951, 1960, 1966 годах происходили новые укрупнения, в результате которых появилось специализированное хозяйство с тем же названием.

Слобода Казацкая. 50-е гг. ХХ в.

Кроме колхоза в слободе Казацкой существовала артель «Интруд», которая объединяла гончаров. Гончары изготавливали посуду, игрушки, трубы. Артель просуществовала до начала 60-х годов XX века.

После войны город восстанавливался, расширял свои границы за счет близлежащих территорий. В 1957 году вышло постановление старооскольского городского совета депутатов трудящихся, согласно которому все слободы включались в черту города и становились его частью. Так закончилась история слободы Казацкой как самостоятельной территориальной единицы.

В 1961 году храм был закрыт, колокола сброшены. В здании храма разместился городской склад. Так продолжалось до 80-х годов XX века. В годы перестройки изменилась политика правительства в отношении церкви. Началось духовное возрождение страны.

В 1988 году здание храма по решению городского совета было передано религиозной общине, за его восстановление взялись всем миром. Для реставрации храма понадобилось много средств. Часть их была передана прихожанами, но этого оказалось недостаточно, поэтому в старооскольском Жилсоцбанке открыли счёт №701201 в помощь восстановлению Вознесенского храма не только как места богослужения, но и как архитектурного памятника.

29 августа 1988 года в храме состоялось первое богослужение, на котором присутствовал владыка Курский и Белгородский Ювеналий.

Одна из самых старинных и самых длинных улиц слободы - улица Подгорная и сейчас радует старинными домами, по которым можно изучать историю города.

А улица Меловая, кажется, просто не могла называться по-другому. Это одно из самых живописных мест нашего города.

Вид со стороны улицы Меловой

Сегодня бывшая слобода Казацкая это район новостроек, где появилось много новых современных частных домов. С высоты казацких бугров открывается прекрасная панорама старой части города и юго-западных микрорайонов.

ПАНОРАМА

Ездочная (Ездоцкая) слобода

В период строительства крепостных сооружений из городов Данкова и Дедилова прибыли служилые люди на станичную службу. Разъездная станица состояла из 10 человек - голова, его помощник атаман, шесть рядовых ездоков и два вожжа. Данковские и Дедиловские ездоки поселились в пределах крепости, а также на «Сведенской поляне» (район храма Пророка Ильи). В конце XVI - XVII вв. станичная служба была основной. Станичники получали большие земельные наделы и денежное довольствие, чем иные категории служилых людей. Земельный надел определялся на всю слободу. В конце XVI в. «данковские и дедиловские сведенцы» получили участок земли под пашню вверх по реке Осколу до речки Стужень и по левому берегу реки Оскола от Елецкой дороги до речки Геросим и вверх по ее течению.

После разорения города в 1616 году основная масса ездоков поселилась на территории слободы Ездоцкой. После завершения в крае станичной службы, ездоки слободы перешли в категории копейщиков, рейтар, солдат, а в последствии в разряд однодворцев, государственных крестьян, сохраняя при этом свои земельные владения и передавая их из поколения в поколение. Баклановы, Шестаковы, Захаровы, Дятловы, Дегтяревы, Поповы и многие другие - коренные фамилии Ездочной слободы. Дети и внуки первых поселенцев участвовали в организации новых поселений - Апочки, Бараново, Бекетово, Каплино, Куньи, Пятницкое, Солдатское, Ястребовка и многих других селений.

В XIX веке в слободе было 226 дворов, кирпичная церковь, Александровская богадельня, школа, хлебозапасный магазин, канатный завод, 3 кожевенных завода, маслобойный, мыловаренный завод, 10 лавок, 2 постоялых двора, мельница.

Мельница купца Коренева в слободе Ездоцкой

Мельница купца Коренева в слободе Ездоцкой

В 1868 году жителем слободы Ездоцкой В.Я. Шестаковым была основана канатная фабрика. Прядильный цех в длинном сарае под соломенной крышей и канатный цех. Доход владелец фабрики получал и от пеньки, которую сбывали на переработку кустарям села Каплино.

Особенностью слободы Ездоцкой было наличие ипподрома. В прекрасном живописном месте, на Ездоцком лугу состязались породистые лошади. Конезаводчиком и владельцем ипподрома был Илларион Владимирович Поляков, до самозабвения любивший лошадей. Оскольские рысаки гремели на всю округу, брали призы в Харькове, Воронеже, Киеве. Ипподром работал и в первые годы советской власти. 1 мая, 7 ноября происходили скачки на ипподроме, играл духовой оркестр, проходили праздничные мероприятия.

Пляж в слободе Ездоцкой

Пляж в слободе Ездоцкой

Главной достопримечательностью слободы является храм Святого Пророка Ильи. Храм был построен в 1872 году в северной части слободы Ездоцкой, на развилке старинных почтовых трактов, ведущих в Воронеж и Курск. Строительство велось на деньги прихожан при содействии купца-канатчика Шестакова. Архитектором был государственный крестьянин слободы Ездоцкой Еремеев, мастером - крестьянин-собственник Алексей Качанов. История Свято-Ильинского храма начинается со страшного пожара, натворившего немало бед во всём городе. Случился он 2 августа, в день памяти Святого Пророка Илии, 1862 года. Бушевавшая в этот день буря быстро подхватила огонь от дома мещанина Мацнева и разнесла по нескольким городским кварталам и пригородной зоне. Всего сгорело 275 дворов. Строительство заложенного нового храма слободы Ездоцкой пришлось отложить.

Ильинский храм 60-е гг. ХХ в.

Ильинский храм 60-е гг. ХХ в.

Пожар получил название Ильинского, точно так же как и храм, который первоначально собирались освятить в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Храм наследовал некоторые иконы из разрушенных городских церквей. Есть здесь иконы и афонского письма с дарственной надписью братьев Святой горы, бывших некогда гражданами Старого Оскола. Одной из таких икон является особо почитаемая икона Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение».

В 1882 году в приходе Ильинского храма было открыто особое кладбище для погребения умерших от холеры. Кладбище было обнесено каменной оградой и охранялось, было действующим до 1917 года. При Ильинской церкви была устроена школа грамотности, а в приходе была Земская школа. В сложный советский период церковь не закрывалась. Лишь на какое-то время служба в ней была прекращена по причине отсутствия священнослужителя. В пору повального атеизма в Ильинском храме нашли приют несколько монахинь и монах-священник. Тогда служба в храме осуществлялась каждый день по монастырскому уставу, и сам он превратился в маленький монастырь. О том сейчас напоминают могилки, сохранившиеся в церковной ограде.

Говоря об Ильинском храме нельзя не рассказать об удивительном человеке, отце Владимире, который пришёл служить в храм в 1961 году. Светлую память об отце Владимире Отте хранят многие старооскольцы.

29 июня 1992 года в возрасте 91 год в день своего рождения он отошёл к Господу. Отец Владимир жил не для себя - для Бога, для людей, которых любил и которым служил. Ехали к нему за утешением со всей округи и издалека. Отец Владимир добросовестно исполнял свой пастырский долг, несмотря на недуг и перенесенные операции, а затем наступившую слепоту. Похоронен отец Владимир в нескольких метрах от храма. Для многих прихожан именно у могилы батюшки начинается и заканчивается храмовая молитва, где в любое время не гаснет огонёк лампады.

Во время Великой Отечественной войны по слободе Ездоцкой шла линия обороны города. Жестокие бои шли в районе Канатной фабрики во время Воронежско-Касторненской операции, в ходе которой наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Противник 31 января в 16-00 перешел в контрнаступление в центре фронта 107-й стрелковой дивизии, стремясь отбить Канатную фабрику. Бои за фабрику продолжались и 1 января. Три раза предприятие переходило из рук в руки и только к вечеру 1 января резерв 107 сд. - учебный батальон под командованием капитана Винокурова выбил врага с территории фабрики.

Старинные дома в слободе Ездоцкой

Старинные дома в слободе Ездоцкой Старинные дома в слободе Ездоцкой

Слобода Гумны

Впервые упоминается в архивных документах за 1720 год. При дороге, у моста через реку Осколец с давних времен располагались хозяйственные и торговые сооружения, городские общественные бани. В том же районе были организованы места ссыпки хлеба - «гумно», что и определило название слободы.

В XIX веке через слободу проходил почтовый тракт, было 223 двора, 2 кузницы, 3 крупорушки, 7 лавок, водяная мельница.

Особенностью и гордостью слободы была обустроенная пристань. Широко катил свои воды Осколец. Деревянный причал принимал груженые струги. Здесь сгружали зерно, пеньку, кожи, гончарные изделия.

Гуменская гора и пристань в слободе на р. Осколец

Гуменская гора и пристань в слободе на р. Осколец

Река Оскол, давшая название нашему городу, берет свое начало несколько восточнее Тима, у села Похожего Курской области. Здесь начало реке дают два ручья - Большой и Малый Оскол. В 20 км к юго-востоку от Изюма Оскол впадает в Северский Донец. Протяженность на территории края - 165 км (общая длина 472 км, площадь водосбора - 14800 кв. км).

До города Оскол течет в юго - восточном направлении, а затем до границ края принимает почти меридиальное направление. В пределах района Оскол в основном имеет высокий крутой правый берег с резко бросающимися в глаза меловыми обрывами. Проходя по пойме, река часто меняет свое направление и делает массу крутых изгибов и петель, а местами раздваивается на рукава. В пределах края ширина реки составляет 5 - 30 метров, а глубина 1 - 3 метра. Из притока Оскола с правой стороны - Осколец, Чуфичка, Дубенка, а с левого берега - Убля и Котел.

В древности дубовые леса подступали и к Осколу и к Оскольцу. Река была насыщена от верховья до впадины плотинами и водяными мельницами. В пойменных зарослях водились водоплавающие птицы. Город, стоявший на берегах Оскола и Оскольца каждый год встречал мощные весенние разливы, которые очищали русла, удобряли пойменные луга.

Разлив Оскольца в слободе Гумны. 50-е гг. ХХ в.

Разлив Оскольца в слободе Гумны. 50-е гг. ХХ в.

После строительства Оскольского водохранилища разливов больше нет. Река загрязняется, мелеет, зарастает болотной растительностью. К сожалению, и действие людей с упорством загрязняющих реки, ручьи и родники приводит к печальным последствиям…

Главной достопримечательностью слободы является Кафедральный Собор Александра Невского. Храм был построен в 1903 году (по некоторым данным в 1905 году) в слободе Гумны, за речкой Осколец.

Иконостас храма. 50-е гг. ХХ в.
Иконостас храма. 50-е гг. ХХ в.

Над входом в притвор из мозаики выложена икона Благоверного князя Александра. Внутри красуется трехъярусный позолоченный иконостас из резного дерева, верхняя часть которого увенчана иконой Святой Троицы. Изначально храм имел один престол в честь Александра Невского.

В храме из особо почитаемых икон - икона Благоверного князя Александра Невского с частицами его мощей. Есть и другие особо почитаемые иконы. Среди них образ Божией Матери «Скоропослушница», икона великомученика-целителя Пантелеймона - обе эти иконы были подарены святыми братьями Афонского монастыря. Есть и другие особо почитаемые иконы - образы Божией Матери «Озарянская» и «Казанская». Икона Преподобного Серафима Саровского с частицей Святых мощей, а также икона священномученика Онуфрия, архиепископа Старооскольского. 9 ноября 1996 года в знак почитания священномученика Онуфрия в кафедральном соборе учреждён приставной Престол. До 1995 года храм был обычным, приходским и отличался от других храмов лишь тем, что в нём с 1995 года неизменно служили благочинные Старооскольского округа. 18 июля 1995 года была образована Белгородская епархия. И одним из первых указов управляющего епархией епископа Иоанна стал Указ № 2 от 2 сентября 1995 года о назначении Старооскольского храма Александра Невского вторым кафедральным собором.

Священномученик Онуфрий

С октября 1994 года при Александро-Невском храме на постоянной основе стали действовать: Воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых. С декабря 1994 года стала работать приходская православная библиотека. В 1998 году Воскресная школа реорганизована в Православную гимназию во имя Святого Благоверного князи Александра Невского. С 1996 года при Кафедральном соборе стала выпускаться газета «Православное слово», а с ноября 2000 года газета переименована в «Православное Осколье».

По благословению владыки Иоанна Белгородского и Старооскольского в 2007 году начинается строительство единственного на Белгородчине деревянного храма во имя Святой равноапостольной княгини Ольги и Мученицы княжны Анастасии. Средства на строительство храма были выделены ОАО «ОЭМК». 16 августа 2008 года состоялось освящение деревянного крестильного храма во имя Святых равноапостольной княгини Ольги и княжны Мученицы Анастасии.

Есть в слободе еще один объект, с которым связана героическая страница нашей истории. В годы Великой Отечественной войны здесь пролегла железная дорога Старый Оскол - Ржава.

Красное Знамя Курского обкома ВЛКСМ

На строительство новой магистрали были мобилизованы около 15 строительных колонн из районов Курской области, привлечено свыше 25 тысяч трудящихся, среди них молодежи - 15 000 человек. В народе дорогу ласково стали называть «Осколянка». Старооскольский отряд был одним из самых многочисленных, состоял, в основном, из женщин и девушек. Старооскольская комсомольско-молодежная бригада Тамары Семеновой выполняла до 6 дневных норм в сутки, завоевала переходящее Красное Знамя Курского обкома ВЛКСМ.

Прогуляйтесь по слободе Гумны, вы увидите старые дома, которые помогут представить, как жили здесь лет 100 назад, вы увидите улицы, названные в честь наших земляков и прекрасную панораму на историческую часть города.



Селище периода Раннего железного века (Черняховская культура)

А этот памятник относится к позднеримскому времени (II - IV вв.н.э.). В лесостепном регионе Восточной Европы эта эпоха связана с формированием и существованием черняховской культуры. Неукрепленное поселение - селище, размером 180х70 м. расположено недалеко от с. Приосколье, в 0,18 км к западу-северо-западу от моста через р. Оскол. Памятник открыт археологом, кандидатом исторических наук, доцентом БелГУ Владимиром Александровичем Сарапулкиным.

Вид памятника

Носители культуры - это оседлые земледельческие и скотоводческие племена. Жили в небольших неукрепленных поселениях. Жилища - наземные и землянки - располагались рядами. В земледелии использовали плуг и соху с железным наконечником. В качестве тягловой силы использовали лошадей и волов. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное ремесла. Посуду делали с использованием гончарного круга.

Основная особенность - активная торговля с ближайшими античными центрами. На всех памятниках этой культуры археологи находят импортные предметы - амфоры (в которых привозили вино и оливковое масло), стеклянные кубки, римские монеты. Это означает высокую мобильность государственного управления.

Большинство ученых считает, что черняховцы - это многоэтничная культура, в которую входили сарматы, германцы, анты, венеды-славяне. Но главенствующую роль играли готы. Черняховская культура складывалась на территории от Волыни до Причерноморья и Крыма. Держава готов на таком пространстве сложилась из множества племен.

Черняховская цивилизация, скорее всего, была уничтожена гуннским нашествием в конце IV века.

Типичные находки из культурного слоя разных памятников
Гребень, фибулы и пряжки Черняховской культуры, III-IV вв. Эрмитаж Типичные находки
Типичные находки Типичные находки

Адрес: 309514, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Ленина, 50
Режим работы:
ПН - выходной
ВТ, ЧТ, ПТ, СБ, ВС с 10:00 до 19:00
СР с 11:00 до 20:00.
Продажа билетов заканчивается за час до закрытия музея.
Первый вторник каждого месяца – санитарный день.
Тел.: +7(4725) 22-45-41
E-mail: muksokm@so.belregion.ru